Технические детали.Трансфер. Трансфер в самолете, хоть немного и стермный услугами ВизЭйр, но вполне приемлемый. С турецкой стороны отношение к велосипедам было весьма бережное, хотя после перелета некие велики чуть и пострадали. Трансфер в автобусах – розовая мечта
, велосипеды помещаются хоть в ширь хоть в высоту (хоть пляши) – автобусы все типа мерседесы, проблем с погрузкой никаких. Из Антальи в Невхешир – без доплат. Из Мерсина за велосипеды хотели доплату от 5 до 10 лир.
Проживание. На территории нац. парка Гореме жили в кемпинге, по 12 лир с человека. Решили все же перестраховаться, так как официально штраф за палатку от 70 лир. Хотя при желании можно попроситься к местным жителям, традиционно не откажут
. В Чилари за тент хотели тоже 10 лир (тоже нац. парк). Все остальное время по маршруту жилы на природе бесплатно.
Вода, питание. Брали с собой минимальные наборы сухоовощей на супы и каши, остальное покупали по месту. Понравились эксперименты с чечевицей
. Питьевую воду всегда покупали в бутылках, на вечер и утро набирали местную, из источников (в основном возле мечетей или кладбища). Проблем с водой нет, можно всегда остановиться у краника (пусть и у кладбища), вскипятить себе чай. Хотя относительно бензина, дорогой, 4.5 лир за литр 95 (условно 1 лира=5 грн).
Хорошо утоляет жажду айран (как не странно, по словам одного торговца, европейцы его не покупают); вкусные местные молочные продукты – йогурт, сыр; фрукты – клубника, черешня, абрикосы, мушмула.
Аварии, ремонт. Актуальным была тема проколов, особенно когда ехали по трассе (камеры прокалываются разбросанными по обочине кусками кордов). В Каппадокии тоже немало проколов (хотя и не колючки
.
После транспортировки в самолете, у моего вела чуть погнуло задний эксцентрик с фиксатором – думаю как то хорошо вел киданули
. У всех наблюдались проблемы с перекидками, но это традиционно. Еще из происшествий – порвало одну камеру, прорезали одну покрышку (штопали ее вместе с отзывчивыми турками
Дороги. Все рассказы о турецких дорогах оказались правдой - их достаточно много, и очень активно расстраиваются. Топо- и гуглкарты по этой причине условно актуальные, а генштабовки так вообще - морально устарели.
Грунтовки посыпаны щебенкой. Практически везде есть боковая полоса, по которой спокойно может ехать велогруппа, движение спокойное, водители обходительные, даже если занять всю полосу - никто сзади не сигналит. Однако есть некий нюанс - на магистралях, часто перекрыто движение (однополосное движение), так как проводятся улучшение или расстраивание полосы. На таких участках ехать неприятно, особенно когда проносятся фуры или автобусы-мерседесы (в неких случаях поэтому и ехали по центру, или переходили на строящуюся еще полосу).
В р-не Антальи-Кемера движение от центральной Анатольи отличается - отношение, и водители подрезают (явно русские
, так что катать по пребрежной зоне в виде похода я бы честно не советовала (слишком утомительная и нервная езда).
Туннели. По крайней мере, от Антальи - в туннелях есть пеший участок, спокойно можно ехать на велосипеде. Ехать же у окраины вообще не советую - зацепят по любому - или по центру полосы (хотя и не по правилам) или по пешеходной (или на автобусе
. В туннелях по маршруту Мерсин-Анталья пешеходных зон небыло.
Рельеф. Некатегорийных перевалов условных и не условных хватает
, крутые серпантинчики - на таких участках даже спешившись нужно быть осторожным, хз кто будет на встерчке за поворотом (особенно большими являются автобусы мерсы, но их слышно, они пыхтят при торможении
.
Каппадокия – проезжабельна условно, так как все интересные долины в основном рассчитаны на пешие маршруты. Так что можно в какую точно просто подъехать, сощелкнуть велы и прогуляться.
Киликийская тропа (каньон "Киликийские ворота") порадовала грязью, веселым спуском вниз, и не менее веселым 2х часовым подъемом вверх с велосипедом под ручки и словами «ну мы и дурные на всю голову
)». Хотя все весьма проезжабельно и очень красиво.
Климат. Солнечная Турция, у которой 70% ходовых дней был дождь
, хотя может такой сезон. Так что весьма стабильно во второй половине дня были осадки. Сбрасывая высоты и приближаясь к Мерсину, дождь тоже смещался на первую половину дня. Хотя климат теплый, сухой, даже в жару нет ощущения беспроглядной тяжести, но сгореть без защитного крема очень легко.
Природа. Что сказать - ну красиво
. Очень радовала шапка вулкана Эрджияс, и да и снежный Аладагар. Для велосипедиста Киликийская тропа - истинное наслаждение, некоторым участникам похода она больше понравилась чем причудливые грибы Каппадокии
.
Небольшой "матрас" в Чилари, тоже не разочаровал ночными огнями горы Яранташ (Химеры), чистым пляжем и прозрачным морем.
Города, нравы. Что касается нравов и традиций, то конечно: чай - национальная идея (угощали бесплатно на заправках, приглашали в дом\лавку попить, в магазинах меньше пачки рассыпного в 2 кг не найти); 5-6 разовые напевы муэдзин из мечети (особенно нравился тот что в 4 утра, и в 10 вечера
. Так как ехали по не тронутым приморским туризмом местам, то наслаждались "автентичністю" поселков и людей: в центре города\ села обычно чайная, мужчины играют в шахматы, женщины встречаются редко (редкость в общем
. Люди приветливые и отзывчивые, хоть пару раз и пришлось стоять на окраинах сельских полей - нас не прогоняли, только приходили пообщаться. Народ очень общительный, "англоязычный" )))), даже проносясь на скорости через села в след кричали «Хеллоу», «Вот из йоу нейм» и чуть погодя «Мани-мани»
.
Конфликтов с местными не было, только вот стали свидетелями небольшого ДТП россиянина на скутере (оказали первую помощь, предварительно еле отбив его от сердобольных турков
).
Общее впечатление. Страна очень интересная и весьма обширна в плане рельефа, природы, исторических ценностей. Если ехать в велопоход, то лучше выбирать не туристические места, в глубинке – оно и интереснее и спокойнее в плане движения.