____________________________________________________________________________________________________________________________________
Следует упомянуть, что такие компоненты SRAM, как манетки и переключатели изготавливаются преимущественно из высокотехнологичных материалов, таких как кованый алюминий, магний и титан, усиленные композитными материалами, в то время как Shimano в основном использует более традиционные материалы: стали, сплавы на основе алюминия и, лишь изредка, титановые сплавы. Использование композитов ведет к снижению веса деталей и увеличению статической прочности.
По весу шифтеры SRAM имеют однозначное преимущество над SHIMANO.
О шифтах:
Впервые появившись на рынке 15 лет назад, переключатели скоростей в виде надетой на руль вращающейся рукоятки - так называемые грипшифты ( Grip Shift - переключающая ручка ) - быстро обрели огромную популярность. Американская компания SRAM, предложившая миру эту новинку, за считанные годы догнала, казалось, уже безраздельного монополиста на рынке велосипедных компонентов - японскую корпорацию Shimano. Для нового, более экстремального поколения маунтин-байкеров идеальная работа, надежность и травмобезопасность новых манеток оказались важнее мифических преимуществ «проверенной временем» конструкции.
Первыми поклонниками новомодных манеток стали, как это часто бывает, профессиональные спортсмены - они быстро оценили реальные преимущества системы Grip Shift.
На SRAM в течение нескольких лет «пересели» практически все звезды маунтин байка - Грег Хербольд, Джованна Бонацци, Барт Брентьенс, Мисси Джоув, Франсуа Гэчет, Джон Томак, Элисон Сайдор, Генрик Джернис, Томас Фришкнехт, Тинкер Хуарес, Анн-Каролин Шассон, Мигель Мартинес и многие другие ведущие гонщики планеты.
Разумеется, этим не преминули воспользоваться и ведущие производители велосипедов - так, компания Cannondale, лидер мирового велосипедного рынка, начала комплектовать свои велосипеды компонентами SRAM еще в 1989 году! Вслед за Cannondale потянулись и другие гранды индустрии - ставить компоненты SRAM на свои велосипеды начали Giant, Diamond Back, GT, Schwinn, Specialized, Trek, Univega и сотни других компаний.
Основное отличие манеток и переключателей SRAM от продукции Shimano - простота конструкции и вытекающая из этого легкость использования. Вместо сложной системы рычагов и шестеренок - лаконичная конструкция, имеющая к тому же максимально естественный хват, - благо, рукоять переключения как бы продолжает ручку руля.
Соответственно именно поворот ручки и вызывает переключение, как на мотоцикле. Конструктивные особенности обеспечивают ряд дополнительных преимуществ - нет выступающих деталей, которыми можно повредить колено при падении; практически полное отсутствие механической начинки позволяет широко применять композитные материалы, что в свою очередь позволяет изрядно уменьшить вес без каких-либо потерь в надежности.
Шифтеры SRAM работают четко, ход одной передачи у правого (заднего) шифтера очень короткий, из-за фирменного срамовского соотношения длины троса к ходу переключателя 1:1, а не 2:1 как у шимано. Четкость переключения, правда обусловлена не только самими шифтерами, но и хорошей пружиной заднего переключателя, а также особой прямой подводкой троса к переключателю, сильно снижающему трение в рубашках.
Так же плюсом грипшифтов является многопозиционное переключение на переднем переключателем. Добиться отсутствия трения цепи о рамку переключателя при использовании передач типа 3x2 или 2x9, 2x1 путем настройки переднего переключателя практически невозможно, а сделав дополнительный щелчок передним шифтером, вы можете лишить себя счастья слышать этот звук. Замена троса в шифтерах производится настолько удобно, что смешные пластмассовые винтики от шимано кажутся крайне неудобными.
Компоненты Х.0 - это вершина линейки SRAM . Корпус манетки выполнен из фирменного ударопрочного пластика Grilon и отделан карбоном. Рукоятка имеет анатомическую форму, обеспечивающую наиболее надежный хват.
Интересная конструктивная особенность новой манетки - это система, обеспечивающая максимально быстрое, «пулеметное» переключение за счет применения дополнительной пружины, буквально выталкивающей трос из манетки.
Задний переключатель SRAM Х.0 - это настоящее произведение искусства. Чтобы понять это, достаточно просто взглянуть на него воочию. Никакого дешевого литья - только машинная обработка! Никакой дешевой пластмассы - противоударный пластик Grilon с карбоновый отделкой.
Все оси шарниров отфрезерованы и подвержены термообработке. Ролики - на закрытых картриджных подшипниках. Пружина сделана из титана. Этот впечатляющий список технологических решений привел к значительному снижению веса - на сегодняшний день Х.0 является одним из самых легких задних переключателей в мире. Версия с длинной «лапкой» весит 210 г, со средней - всего 204 г!
Еще одна особенность переключателя Х.0 ( равно как и других задних переключателей SRAM ) - это оригинальная система проводки троса DiRT. Хитроумная проводка «по прямой» позволила значительно снизить трение и усилия, необходимые для переключения передачи. По этому показателю SRAM впереди планеты всей!
Если же сравнивать даже переключатель SRAM 7.0 с шимано, то он оказывается настолько хорош, что сравнивать его просто не с чем. Он работает идеально. Если оценивать эти компоненты по шкале mtbr, то по всем позициям они получают 5 перцев. Как по качеству работы, так и по соотношению цена-производительность.
Все больше, и больше производителей велосипедов используют в своих изделиях цепи и кассеты производства SRAM. Это связано с тем, что цепи SRAM отлично зарекомендовали себя повышенной износостойкостью при несколько более низкой стоимости, более тихой и мягкой работой и коррозионной стойкостью. К тому же, сейчас на большинстве моделей цепей, кроме самых младших, используются специальные замки Power Link, позволяющие, в отличие от цепей производства Shimano, ставить их на велосипед и снимать без использования выжимки цепи. Можно, к примеру, чаще чистить цепь, в том числе без специальной машинки, или проваривать ее в консистентных смазках. Это также значительно удобнее при методе круговой замены нескольких цепей, используемых с одной кассетой.
О кассетах SRAM можно сказать, что они часто обладают более разумно распределенными числами зубьев на звездочках. К тому же, для SRAM характерно наличие в одной группе кассет с разным набором звезд (например "восьмерники" 11-28 и 11-32 зубьев). По данным компании SRAM, цепи и кассеты производства Shimano и SRAM полностью взаимозаменяемы. Но существует мнение, что качество переключения передач несколько падает при совместном использовании. Есть и противоположное мнение. Shimano как всегда заявляет, что с ее оборудованием не могут хорошо работать компоненты других производителей, что, в подавляющем большинстве случаев, не соответствует действительности.
Как Вы заметили, что везде в этой статье SRAM пишется большими буквами. Название компании представляет собой акроним, расшифровывающийся как Scott, Ray и Sam - по именам основателей компании. Все гениальное - просто...
PS: Стратегическое слияние SRAM и Truvativ
История всем известна: сначала компания SRAM поглотила Sachs, затем выкупила разорившийся Rock Shox и после приобрела Avid со всеми столь необходимыми им тормозными потрохами. По нынешнему официальному релизу «SRAM подписали окончательное соглашение по покупке Truvativ. Завершение перехода компании состоится до середины октября прошлого года».
В общем и целом, прогноз. Интерес к SRAM после десятилетия полного засилия Shimano у многих пользователей неизбежен. Скорее всего, крупные игроки вроде Giant’a не станут целиком и полностью ближайшее время переукомплектовывать весь свой модельный ряд. Для начала появится особая подлинейка или штучные модели на оборудовании от SRAM в соответствии с конъюнктурой рынка
источник - Велопитер