Интеграл по каретке

Обсуждаем вопросы ремонта, апгрейда, совместимости, сборки и пр. велосипедного (и не только) железа.

Сообщение 13 апр 2010, 12:13

Часть 1. Принципы и преимущества

Для наглядности давайте посмотрим на рисунок, где схематично изображены две каретки: обычная шлицевая (это может быть Octalink, ISIS или PowerSpline от Truvativ), расположенная сверху, и интегрированная (во множестве вариантов) снизу.
Интеграл по каретке

Принципиальное сравнение интегрированной и обычной шлицевой кареток

Основная разница – в месте расположения шарикоподшипников (на рисунке изображены перечеркнутыми прямоугольниками). В обычной каретке они находятся внутри картриджа (капсулы), глубоко запрятанные в кареточную трубу. В интегрированной системе подшипники вынесены за пределы кареточной трубы и весело крутятся между нею и шатунами. Тут сразу же следует сделать оговорку, что в интегрированных системах правый шатун – который со стороны звезд – или его паук напрессован на ось каретки, и никогда не снимается. Левый шатун садится на шлицы.

На что влияет расположение подшипников? На многое.

Во-первых, подшпипниковые чашки в сборе с осью могут быть немного легче, чем целиком каретка, то есть система сбрасывает вес. Но это выполняется не всегда, да и не главное.

Во-вторых, диаметр оси d становится значительно больше. Это означает, что при прочих равных ось становится жестче, чем в обычной каретке. А значит – улучшается отклик велосипеда на топтание педалей, а ось внутри кареточной трубы сохраняет максимально линейное положение, не насилуя подшипники.

В третьих, увеличивается диаметр D самих подшипников. Это позволяет расположить в них больше шариков (сами шарики могут быть мельче), а значит – увеличить несущую способность подшипника, плавность его работы и ресурс. С последним, правда, нужно еще разобраться отдельно.

Наконец (немаловажно!), уменьшается расстояние A от подшипника до точки приложения силы шатуном. Это расстояние называется плечом действия силы, в данном случае силы нажатия шатуном на ось каретки. Чем меньше это расстояние, тем меньше момент, изгибающий ось каретки. А значит, тем более плотно эта ось прилегает к подшипникам, они не воспринимают от нее угловую нагрузку и вообще работают в условиях подшипникового счастья.

Что в итоге? В итоге подшипники нагружены меньше, ось более жесткая, к тому же, одной стороной запресованная в паук или шатун. Все это в теории должно давать более простую сборку-разборку системы, большую жесткость и увеличенный ресурс.

Часть 2. Конструкции

На сегодня все ведущие производители трансмиссий для велосипедов уже представили свое видение интегрированных систем. Давайте познакомимся с разработками четырех наиболее известных у нас брендов.
Интеграл по каретке

Shimano Hollotech II

Первыми осмелившиеся на интегрированную систему японцы предпочли сажать левый шатун на ось, пользуясь двумя фиксациями: пластиковая винт-шайба поджимает шатун в осевом направлении, а два небольших винта стягивают разрезную конструкцию шатуна на оси. Эта система чрезвычайно чувствительна к значению крутящего момента на обоих посадках, что вынуждает либо пользоваться динамометрическим клучом, либо надеяться на авось. Авось часто не проходит.
Вскоре после выхода этих систем на рынок посыпались выносные подшипники, что сильно насторожило общественность и насторожило по отношению к интегрированным конструкциям. Сейчас, вроде бы, подшипники ходят дольше.
Интеграл по каретке

FSA MegaEXO (кликабельно)

Конструкция от FSA использует два типа крепления шатуна. Первый – аналогичный шимановскому: разрезной шатун подтягивается торцевым винтом, после чего фиксируется на шлицах двумя стяжными винтиками. Второй метод крепления работает иначе. Здесь монолитный шатун и нет стяжных винтов, фиксация на оси производится путем законтривания натяжного винта специальным стопорящим винтом (хотя можно назвать его и внутренней гайкой). Полученная посадка организует замозатягивающую размерную цепь, и, по идее, должна намертво удерживать шатун на оси. Принципиально такая конструкция более безопасна, чем со стяжными винтами, так как нет угрозы их ослабления, разжатия шатуна и проворачивания его на шлицах. Да и шлицы, по сравнению с шимановскими, ого-го какого размера! Контраргумент от Shimano: мелкие шлицы Hollowtech II не так ослабляют саму ось, позволяя делать ее более тонкостенной и соответственно более легкой. Если кто не помнит сопромат, большее значение имеет диаметр оси, а не толщина ее стенок. В данном случае все производители в сравнительно равных условиях по толщине оси, стало быть, у япошек инженерная мысль стработала чуть четче.
Интеграл по каретке

RaceFace X-Type (кликабельно)

Интегрированные системы от RaceFace получили название X-Type. Обычно под буквой Х скрывается какая-то тайна, и в этом случае она тоже есть. Мы с камрадом Asher-ом очень долго пытались раскрыть секрет того, как законтрить систему на оси так, чтобы шатун не начинал люфтить через несколько дней. С помощью молотка и какой-то матери разобрались.
Это шутко был, связанный с конкретным багом конкретного ашеровского комплекта. По теме: как видно, система крепления X-Type в целом повторяет второй вариант интерфейса от FSA.
Интеграл по каретке

Truvativ GXP

Наконец, самый запоздавший (в смысле, появившийся на нашем рынке позже всех) из рассматриваемой четверки, интерфейс GXP от Truvativ. Все без откровений: система в целом повторяет таковую на RaceFace и FSA (второй вариант). С той лишь разницей, что американцы используют шлицы, очень уж похожие на ISIS. Во всяком случае, на первый взгляд (в руках, увы, не держал) возникает чувство, что торцевым винтом нужно сажать шатун на ось с хорошим таким натягом. На X-Type, кстати, тоже идет посадка с нятягом, но он незначителен. Сбрасывание шатуна с оси в обоих случаях элементарно: достаточно начать откручивать торцевой винт, не выворачивая перед этим контр-гайку. Винт упирается головкой в тело гайки, и толкает шатун от каретки.

Часть 3. Достоинства и недостатки

В теории интегрированные системы (или интегрированные каретки, как их часто называют) работают лучше, чем старые шлицевые системы – ISIS, Octalink и особенно PowerSpline с его тонкой осью и ультрамелкими шлицами. Однако теория теорией, а на практике есть кое-что, что не может не печалить.

Начнем с того, что ставший на много лет универсальным интерфейсом ISIS – открытый индустриальный стандарт. Он не требует от производителя лицензионных отчислений, и обеспечивает отличную взаимозаместимость компонентов от различных производителей. А вот поголовно все интегрированные системы – ни с чем другим не стыкуются (по посадочным местам, сами чашки кареток ограниченно совместимы).

Далее. Еще на заре становления ISIS (казалось бы, промстандарт, куда уж стандартизированнее!) возникали проблемы с обслуживанием кареток. Shimano шустро переметнулась от картриджных чашек с внешним зацеплением (с соответствующим инструментом) к более компактным чашкам с внутренним зацеплением. Американцы – не японцы. Их тайваньская продукция еще несколько лет выпускалась с уже брошенным на произвол судьбы стандартом съемника, что делало снятие-установку каретки от Truvativ проблемным делом. Учитывая, что недорогие каретки и системы Truvativ пользовались весьма неслабой популярностью у производителей, это напрягало веломехаников, заставляя приобретать новые, но уже устаревшие инструменты. Переход к интегрированным системам снова заставил обновлять инструментарий: на этот раз потребны стали съемники чашек кареток и, дополнительно для Shimano (ну как же!) специальный пластиковый (!) ключ-крутилка для затягивания поджимного пластикового винта. Причем в инструкции указан и потребный момент, который, как я понимаю, нужно определять на глаз и по ощущениям. Динамометрических ключей (которые также необходимы для работы с каретками, но каждый уважающий себя мастер должен держать их под рукой) с таким экзотическим захватом нет.

Еще одна странность, связанная с конструкцией шимановских «интегралов». Дело в том, что конструктивно ось системы проходит через подшипники – это понятно. Но вот в качестве промежуточного между осью и подшипниками звена используется пластмасса! Я категорически не уверен, что пластик в этом месте способен работать, работать и работать долгое время. Насколько я понимаю, в системах других производителей – такая же фишка.

Расходные материалы и совместимость. Повторюсь: тут все печально. Условная совместимость есть только по чашкам с подшипниками, в остальном стандарты несовместимы. С другой стороны, пока у народа ломались только подшипники (другому там ломаться особо нечему), и замена не представляла большой проблемы. Но все равно осадочек.

Защита от грязи. Потенциально внешние подшипники защищены хуже внутренних. Но лично я на практике не обнаружил какой-либо особой проникновенности грязи внутрь подшипников. Хотя не исключаю, что в наших условиях спрятанные в кареточную трубу подшипники – более разумное решение.

Часть 4. Последняя, оптимистическая
Когда-то переход на Octalink и ISIS воспринимался сначала с усмешкой, а потом – в штыки. Апологеты стардого доброго квадрата крутили пальцами у виска над придумками Shimano, потом так же относились к ISIS. Тепе’гь я вас сп’грашиваю: и таки где этот ваш квад’гат?
Я уверен, то же самое повторится и с интегрированными системами. По мере развития технологии и ликвидации детских болезней производители будут выпускать все более качественное железо, которое будет работать долго и счастливо. Продлится это все ровно до тех пор, пока стремление сэкономить не заставит их выпускать откровенно фуфельную продукцию с клеймом «Made in P.R.O.C». Тогда интегрированные системы начнут свой упадок. Но уверен, к этому моменту неугомонные японцы уже придумают что-то новое, а никуда не спешащие американцы годика через два ответят какой-нибудь своей революционной разработкой.

ИСТОЧНИК:http://twentysix.ru/norcoroman/2006/10/27/integral-po-karetke/

-Всегда выбирайте самый трудный путь - на нем вы не встретите конкурентов. (Шарль де Голль)
Аватар пользователя
barik-barmaley
Шахматист-дальнобойщик
18 [ ? ]
 
Сообщений: 2662

Сообщение 13 апр 2010, 14:46



" Я задрот" (Всмысле, не Горностай- задрот, а про себя.)
Аватар пользователя
Volk
2 [ ? ]
 
Сообщений: 166

Сообщение 13 апр 2010, 15:21

Япохи выжидают ))

-Всегда выбирайте самый трудный путь - на нем вы не встретите конкурентов. (Шарль де Голль)
Аватар пользователя
barik-barmaley
Шахматист-дальнобойщик
18 [ ? ]
 
Сообщений: 2662

Сообщение 14 апр 2010, 10:22



" я стільки раз за обідом вставав, щоб налить вина, що завтра буде крєпатура, чувствую..."
Аватар пользователя
mr.Smith
64 [ ? ]
 
Сообщений: 6051

Сообщение 14 апр 2010, 10:25

все сменные))))

Последний раз редактировалось barik-barmaley 14 апр 2010, 10:38, всего редактировалось 1 раз.
-Всегда выбирайте самый трудный путь - на нем вы не встретите конкурентов. (Шарль де Голль)
Аватар пользователя
barik-barmaley
Шахматист-дальнобойщик
18 [ ? ]
 
Сообщений: 2662

Сообщение 14 апр 2010, 10:36

ЄЄЄ шо за дезинформация :)

Напрессован паук, ВСЕ звезды сменные.

" Я задрот" (Всмысле, не Горностай- задрот, а про себя.)
Аватар пользователя
Volk
2 [ ? ]
 
Сообщений: 166

Сообщение 14 апр 2010, 12:36



" я стільки раз за обідом вставав, щоб налить вина, що завтра буде крєпатура, чувствую..."
Аватар пользователя
mr.Smith
64 [ ? ]
 
Сообщений: 6051


Вернуться в Мастерская. Технические вопросы.

Кто онлайн на велофоруме?

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

cron