Норвежский Трондхейм относится как раз к классу таких городов. Население в 150 тысяч и переменный рельеф от 0 до 600 метров над уровнем моря. Исторический и административный центр города находится внизу, когда основные жилые кварталы располагаются вокруг центра на естественных терассах.
В рамках программы по популяризации велосипеда, в 1993 году муниципалитет выделил деньги на строительство экспериментального лифта для велосипедистов. Новую линию этого необычного городского транспорта проложили по весьма оживленной улице, связывающей университетский городок и центр города
Принцип действия лифта прост. Педаль-ступенька закреплена на тросе. Автомат активируется картой. Велосипедист упирается ногой в педаль которая начинает толкать вас вверх по склону со скоростью 2 метра в секунду.
Длина маршрута, всего 130 метров, уклон 20 градусов. Без лишнего напряжения и пота через минуту велосипедист оказывается наверху. Чтобы избежать резкого рывка, в механизм педали встроен гидравлический амортизатор, так что пользоваться приспособлением могут и пожилые велосипедисты, хотя статистика показывает, что больше половины пользователей, студенты местного университета.
Педали-ступени расположены с шагом в 20 метров, таким образом лифт может поднимать одновременно до 6 велосипедистов. Впрочем, воспользоваться бесплатной педалью не удастся. Педаль выходит на поверхность только после оплаты. В противном случае, продолжает движение в сложенном виде внутри механизма. Пропускная способность при полной загрузке, порядка 360 велосипедистов в час. Работу лифта обеспечивает 6 кВт двигатель.
Принципиально лифт можно установить на любом склоне с уклоном от 10 до 20%, технически, линия может даже поворачивать, при условии, что радиус поворота будет составлять не менее 25 метров.
К сожалению, за 15 лет лифт так и остался экспериментом и достопримечательностью для туристов, возможно, единственной в своем роде. За время своего существования лифт перевез более 220 000 тысяч человек и более 2500 являются сегодня постоянными владельцами карт, но лишь в середине 2008 года администрация города предложила построить еще три подобных устройства на улицах с самым большим уклоном
источник - Trampe.no