Для начала стоит обратить внимание на существенную особенность в статусе велосипедиста на дороге, которое существует в Беларуси. Здесь, в отличие от Украины и России, велосипедисту ЗАПРЕЩЕНО ехать по проезжей части, зато предписано ехать по тротуарам:
Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края.
Статья 148 ПДД Республики Беларусь
В 2007 грду в Минске активно создавались велосипедные дорожки. К сожалению, создавались они исключительно формально - как говорится, "для галочки". Даже беглое изучение этих велообъектов показывает, что пользоваться ими крайне затруднительно. Посмотрите сами:
Власти почти в каждом случае ограничиваются двумя атрибутами велодорожки - установкой знака и нанесением разметки. Они совершенно игнорируют, например, обустройство снижений бордюров, выравнивание асфальтового покрытия, банальную уборку поверхности "велодорожки". Иногда даже проэктанты умудряются проложить "велодорожку" по лестницам!
И будь добр, велосипедист - соблюдай ПДД, едь по своей дорожке. Может, заодно освоишь некоторые приемы велотриала!
Что же говорят о минских велодорожках местные велопользователі? Велоактивист Андрэй Кузьнечык опубликовал на своем блоге очень сбалансированную оценку процесса массового появление велодорог в Минске:
Плюсы:
в Минске наконец начали появляться велодорожки;
повышается безопасность движения для велосипедистов и пешеходов благодаря разделению тротуаров на отдельные зоны;
поляки также начинали с простого рисования полос на тротуарах;
этот жест городских властей можно только приветствовать и надеяться, что следующие дорожки будут конструироваться с учетом реальных нужд велопользователей и с использованием мирового опыта.
Минусы:
дорожки делаются бессистемно;
не обустраиваются съезды;
дорожки занимают короткие участки;
проблемные моменты, которые требуют допольнительной роботы или принятия решения даже минимальной сложности, игнорируются;
некоторыми дорожками пользоваться сложно, неудобно и даже опасно;
дорожки делаются на существующих тротуарах даже там, где есть возможность обустройства отдельной полосы;
асфальт кладется неровно;
инфраструктура велодорожек имеет богатую историю развития в других европейских странах, которая, к сожалению, никак не учитывается минскими проэктировщиками и создателями велодорожек;
среди новых дорожек нет ни одной, которая бы "закрывала" какой-нибудь законечнный маршрут, например "микрорайон-центр", "микрорайон - торговый центр", "микрорайон - зона отдыха";
дорожки в сегодняшнем виде являются скорее средством согнать велосипедистов с прозжей части, чем улучшить им условия движения, что не содействует развитию велосипедного транспорта, без которого невозможно представить современную европейскую столицу.
Как мне удалось выяснить, минчане пока не создали какую-то общественную организацию, или хотя бы группу активистов, которая бы постоянно занималась формированием запроса к властям. То есть, чиновники делают велодорожки "от фонаря" - то есть совсем не так, как нужно велосипедистам. Поэтому в большинстве случаев эти действия - пустая трата денег, так как велосипедисты предпочитают ездить по ровной, без бордюров и мусора, автодороге.
Мне кажется, что помнить о минском примере очень важно для всех велоактивистов во всех городах бывшей советской страны. А то вдруг придет у вас новый мер, и скажет неожиданно - "давайте им построим эти велодорожки!". И выделит деньги, и построит, и... И что? Вы будете счастливы такому подарку? Я - нет.
Это все очень звязано с Тремя Золотыми Правилами, о которых я писал раньше. Поднимая перед городскими властями проблему велотранспорта, не забывайте приготовить РЕШЕНИЯ, которые вы хотите видеть воплощенными. А то дяди на джипах разработают эти решения без вас - и поди им потом объясни, что вы хотели совсем другого...
АВТОР: ВІКТОР ЗАГРЕБА
Все фотографии Андрея Кузнечика
Источник: http://bikefuture.blogspot.com