Игорь КоваленкоВелоУкраїна
История сверхлегких велосипедов «Антонов», которые в конце 90-х годов позволили украинской сборной войти в число мировых лидеров по трековым велогонкам.
Инженеры, построившие самый тяжелый самолет в истории Ан-225 «Мрiя», оказались способны сконструировать и сверхлегкие велосипеды.
В конце 90-х годов украинская сборная вошла в число мировых лидеров по трековым велогонкам.
1996 год – золото чемпионата мира в самой престижной командной гонке преследования среди мужчин.
1997 год – серебро.
1998 – снова золото. Все эти годы наши спортсмены выступали на инновационных велосипедах с композитной рамой, придуманных и выпущенных в АНТК Антонова.
История велосипедов Antonov началась в 1980-х годах. Первая рама с крестообразной геометрией получила название «Би-2» («би» – сокращение от вариантов «биология» и «бизон», 2 – порядковый номер прототипа). Премьера прошла громко – в чемпионате СССР 1989 года на ней выступил мастер спорта международного класса Евгений Присяженко. Стоило видеть удивление на лице итальянского инженера Coppi, с гордостью демонстрировавшего прототип крестообразной рамы его бренда в каталоге, когда он увидел уже готовую раму харьковского завода.
Спустя пять лет инженеры АНТК Антонов выпустили второй концепт футуристического дизайна, получивший имя «Эней», чей вес со всеми компонентами не превышал 4 килограммов. На этой раме украинские спортсмены завоевали золотую медаль на гонке преследовании в первенстве мира 1996 года и серебро в 1997.
Как раз в это время на тормоз прогресса нажал Международный союз велосипедистов (UCI), декларирующий принцип «превосходства человека над машиной». Согласно нему, в гонке должен победить сильнейший велосипедист, а не спортсмен с лучшим велосипедом. Кроме того, превосходство технически совершенных и дорогих велосипедов считается опасным для массовости спорта. Поэтому принудительно упрощалась геометрия трековых рам и ограничивалось использование композитных материалов в шоссейных.
В 1997 году UCI запретил рамы, геометрия которых не представляет собой два сомкнутых треугольника. Запрет спровоцировал выход новой рамы Antonov Elin, которая вместе с вилкой весила 2.8 кг, что для тех времен было отличной характеристикой.
На этих рамах было завоевано золото чемпионата мира 1998 года и серебро с бронзой на Олимпиаде 2000 года в Сиднее. Украинские трековые велогонщики продолжали доминировать, уверенно чувствуя себя на велосипедах отечественного производства.
К сожалению, в эксплуатации эти рамы продержались недолго: в UCI определили, что рама трекового велосипеда должна быть строго треугольной формы.
Компания производит велосипеды до сих пор, но только под заказ. Изготовление рам из композитных материалов – процесс, требующий обладания высокими технологиями, ручного труда и не менее месяца времени. Поэтому, поставить подобное производство на поток практически невозможно. Тем не менее, цены на украинские рамы при сходном с зарубежными производителями качестве заметно ниже.
Впрочем, это не относится к «Энею» – рама стала исторической ценностью и, когда попадает в продажу, ее цена может составить несколько тысяч евро.
По материалам: redbull.com.