СТАРТ в велотуризме - это посадка в плацкартный вагон поезда или погрузка в самолёт (если район проведения велопохода находится вдали от дома). Уже с этого момента начинается борьба (поверьте, это не преувеличение) всей группы, во главе с руководителем, за успешное прохождение маршрута. Борьба эта ведётся в отрыве от столовых, веломастерских, мягких постелей, а в сложных велопоходах и без магазинов, источников воды (например в тайге, пустыне или высоко в горах). В таких условиях очень важна дисциплина и слаженность действий всех участников велопохода.
Выгрузка из поезда, регулировка велосипеда, крепление велорюкзаков со снаряжением в котором находится всё, что необходимо путешественнику удалившемуся от всех благ цивилизации: дом-палатка, постель-спальник, столовая-котлы, веломастерская...
Далее дорога идет от одного города к другому, от одного села к другому, от ориентира к ориентиру, от одного родника к следующему... Дорога эта бывает разная: от хорошего асфальта, до грунтового лесного просёлка, пешеходной туристской тропы и даже езда просто по азимуту, прохождение ледников и речек вброд, а также многих других препятствий которых не встретишь просто катаясь по городу.
По маршруту группа движется с остановками - через каждые 40-50 минут, отдых 15-20 минут и снова в дорогу. Интенсивность физических нагрузок в велотуризме ниже чем в велоспорте и поэтому велотуризмом может заниматься практически любой здоровый человек в возрасте от 14-ти и более лет.
На обед группа останавливается, как правило, в живописном месте, разводится костёр для чая, завхоз выдаёт дежурным продукты и после отдыха группа снова движется по маршруту. Вечером выбирается место для установки палаток рядом должна быть вода, река или море для купания. Разводится костёр, ставятся котелки с водой для приготовления дежурными вечернего супа и чая. Распаковываются велорюкзаки, устанавливаются палатки, выкладываются коврики, спальники и другое личное, и общественное снаряжение. После плотного ужина - посиделки у костра, задушевные разговоры о велосипедах, велопоходах, о жизни, о вечном... А утром, завтрак, сборы - весь распакованный лагерь укладывается в велорюкзаки и - снова в путь.
На маршруте группа движется плотно, - в пределах видимости, отстающих ждут. Если требуется помощь её оказывет вся группа, механик, доктор. На маршруте можно останавливаться в живописных местах, любоваться природой и отдыхать. По пути посещаются различные достопримечательности, которыми так богата наша Украина, особенно Крым и Карпаты. Велотуризм - это умеренные, нагрузки в сочетании с эмоциональным восприятием красоты природы.
Спортивный велотуризм входит, наряду с другими видами туризма (пешеходным, водным, горным, авто-мото, парусным, спелео, лыжным), в Федерацию Спортивного Туризма Украины - ФСТУ (сайт ФСТУ). Почти в каждой области Украины существуют областные Федерации Спортивного Туризма которые занимаются развитием спортивного туризма. В областных федерациях работают комисси по всем видам спортивного туризма а также районные, городские, ведомственные клубы туристов. В них можно обратиться, чтобы узнать о существующих секциях велотуризма в даном регионе.
Как и в любом виде спорта, обучение проходит от простого к сложному. Сложность велопохода определяется категорией, - их шесть.
Сначала идут некатегорийные велопоходы - ( н\к ), они практически не регламентируются и предназначены для освоения общетуристской техники.
Далее идет Первая категория сложности - ( 1 к\с ) для начинающих, именно к такой "единичке" мы и постараемся вас подготовить на этих занятиях. Потом, по мере возрастания километража и сложности, - Вторая ( 2 к\с), Третья ( 3 к\с), Четвертая ( 4 к\с), Пятая (5 к\с), Шестая ( 6 к\с). В таблице, взятой из "Методики категорирования походов в велотуризме" приведены: километраж, количество ходовых дней и характеристика препятствий.
* - допускается уменьшение ходовых дней "Т рекоменд." до 4-х дней в велопоходах 1 к\с, а для велопоходов 2-6 к\с - до ("Т рекоменд."+1 день) продолжительности велопохода предыдущей к\с;
** - 30 % участников может иметь опыт на одну категорию ниже;
г \ д - грунтовые дороги;
Н - суммарный набор высоты за весь поход;
- количество дней отдыха составляет примерно 20% от числа ходовых дней;
- не менее 50% ночевок для велопоходов всех к\с должно проводиться в полевых условиях.
Отдельной группой, вне классификации, проводятся велосипедные Походы Выходного Дня ( Вело-ПВД ). Это одно-двух дневные тренировочные велопоходы протяженностью от 40 до 150 км. Их маршруты прокладываются, как правило недалеко от места жительства и служат для тренировок.
Велопоход 1-й к\с протяженностью примерно 270-320 км прокладывается по равниной части Украины, это может быть и Крым (Арабатская стрелка, Керченский полуостров, полуостров Тарханкут). В основном по асфальту, но можно и подальше от интенсивных дорог. В день необходимо проезжать 45-50 километров. К 6-ти основным дням движения можно добавить 1 день отдыха (днёвку), которая планируется в хорошем месте , где можно отдохнуть и покупаться в море.
ФИНИШ в велотуризме - это когда все возвращаются домой усталые, но счастливые. Общими усилиями делается отчёт о пройденном маршруте. Он подается на рассмотрение в Маршрутно-квалификационную комиссию (МКК) и она этот велопоход засчитывает - всем участникам выдаются сертификаты (справки). Для повышения своего разряда необходимо участвовать в более сложных категориях и иметь опыт руководства велопоходами.
Но не обязательно стремиться к разрядам. Порой достаточно сходить в один велопоход чтобы навсегда покориться власти дороги - "Что там, впереди, за поворотом"? - чувству преодаления пути, собственного совершенствования и прохождения маршрута: - "Я это сделал!"