Настройка переключателей

Обсуждаем вопросы ремонта, апгрейда, совместимости, сборки и пр. велосипедного (и не только) железа.

Сообщение 21 дек 2009, 01:42

Как работают переключатели?
На большинстве современных велосипедов стоят системы переключения передач (переключатели = дерайлеры по-буржуйски). Переключение передач осуществляется переведением цепи с одной звёздочки на другую.

С первого взгляда они выглядят сложными, но на самом деле - это весьма простые устройства, основанные исключительно на грубой силе.

Передний переключатель - это просто стальная рамка, которая может перемещаться из стороны в сторону, вверх или вниз. При этом она толкает цепь в сторону, в конце концов цепь больше не может находиться на звёздочке и перемещается на ближайшую соседнюю.

Задний переключатель выглядит сложнее, но единственное усложнение - подпружиненная лапка с роликами (маленькими такими звёздочками), которая натягивает цепь по мере переключения на меньшие звёздочки кассеты.

Оба переключателя работают, толкая цепь в стороны, так что она подходит к звёздочкам не по прямой, а под каким-то углом. Когда этот угол становиться достаточным, цепь больше не может удерживаться на звёздочке, соскакивает с неё и переходит на другую, на которой этот угол гораздо меньше.

Когда цепь переходит на бОльшую звёздочку, процесс немного отличается: сначала цепь начинает тереться о ближайшую бОльшую звёздочку и в конце концов подхватывается боком зуба и переходит на другую звёздочку.

На современных звёздочках зубья имеют специальную форму + скосы на боках, чтобы эта операция проходила чётче. В этом и заключается причина того, почему современные системы переключения работают лучше старых.

Задний переключатель
Перед тем, как пытаться регулировать переключатель, убедитесь что он не изогнут (прим автора)

Прежде чем его регулировать, действительно убедитесь, что он не погнут! Задний переключатель - самая хрупкая и незащищённая часть велосипеда и ломается при первом удачном случае.

От ударов судьбы, переключатель гнётся вовнутрь - подходит к спицам. Иногда он может попасть в спицы на ходу. Именно таких случаях происходят неприятные вещи. Если вам повезло, ломается переключатель (ну или съёмный алюминиевый петух). Чуть меньше повезло - переключатель вместе с собой забирает несколько спиц, а иногда - и всё колесо. Но если вам действительно не везёт (и у вас петух - неотъемлемая часть рамы), спицы тянут переключатель назад и вскоре гнётся или вообще отламывается этот несчастный петух. Это может быть фатально для рамы.

Когда переключатель ударяют, не часто он гнётся сам, а гнётся само крепление к петуху или сам петух. Обычно удар происходит по параллелограмму - самой сильной части переключателя.

Вы можете это грубо оценить на глаз: когда вы смотрите на переключатель сзади, два ролика должны точно находиться один над другим, так что цепь идёт с верхнего ролика к нижнему без наклона вбок.

Некоторые перцы в таких случаях пытаются исправить это взявшись за переключатель и тянут наружу к исходному положению. К сожалению, они часто хватают переключатель за лапку - самую слабую часть переключателя, в результате чего им не удаётся выправить петух, но вдобавок к этому получаем кривую лапку.

Когда погнута лапка, необходимо в первую очередь снять переключатель. В веломагазинах есть специальные устройства, с помощью которых можно выгнуть наверняка переключатель.

Примечание: на многих переключателях Campagnolo лапка не должна быть вертикальной (нижний ролик дальше от колеса, чем верхний)

Четыре настройки переключателя в порядке важности:
Настройка переключателей


Ограничительные болты
Ограничители – это два болта, которые устанавливают ограничения на перемещение переключателя слева направо. Они часто располагаются на задней части параллелограмма, иногда - смотрят наружу (от колеса). Концы этих болтов упираются во внутренние части параллелограмма, когда переключатель достигает поставленного предела, контролируемого этим болтом.

Ограничители не предназначены для перемещения переключателя - они просто должны сказать стоп при движении переключателя, управляемом манеткой. Вывинчивание ограничителя позволяет переключателю двигаться дальше в данном направлении, задаваемом манеткой. Завинчивание ограничивает движение переключателя в этом направлении.

По-хорошему, ограничительные болты необходимо настраивать при установке нового переключателя и они более не требуют к себе никакого внимания. Если же возникает необходимость в их перенастройке на велосипеде, который работал нормально, то это верный признак того, что переключатель погнут. Вы можете подкрутить ограничители, но это лишь временная мера, а не правильная долгосрочная починка.

На большинстве современных переключателей ограничители подписаны (надо смыть грязь:)) "H" (high - высокие передачи) или "L" (low - низкие передачи). На более старых нет подобных надписей, так как рабочие концы болтов видны. Если вы ставите на таком переключателе высокие передачи (маленькие звёздочки сзади), обратите внимание, какой болт упирается во внутреннюю часть переключателя - это и есть ограничитель высоких передач (H); оставшийся - ограничитель низких передач (L).

Это не тонкая настройка. Не бойтесь сделать пол-оборота или целый оборот за раз. Единственное место, где может подстерегать опасность - ограничитель низких передач, который может позволить переключателю попасть в спицы если он оченьослаблен. Остальные настройки могут вызвать перебрасывание цепи через одну звезду, что безвредно и легко корректируется.

1. Ограничитель низких передач.
Он (обычно обозначается буквой L) не даёт переключателю пройти наибольшую звезду и завести цепь в спицы. Если он очень ослаблен, возможен как раз такой вариант с очень неприятными последствиями. Если же он слишком затянут, будет сложно или вообще невозможно переключиться на наибольшую звезду кассеты.

2. Ограничитель низких передач
Он (обозначается буквой H) предотвращает сбрасывание цепи с наименьшей звёздочки и заклинивание между звёздой и петухом. Если он ослаблен, это вряд ли причинит какой-либо вред велосипеду с дискретным переключением передач, так как сам тросик не позволит переключателю зайти за наименьшую звёздочку и сбросить с неё цепь. Если он перетянут, будет сложно или вообще невозможно переключиться на наименьшую звезду кассеты.

Сложности в переключении на наименьшую звёздочку, на самом деле, нечасто вызваны неправильной настройкой этого ограничителя, а скорее всего ваш переключатель погнут, или из-за большого трения тросиков.

3. Настройка переключения
Чаще всего необходима именно настройка переключения. Сам механизм, обеспечивающий дискретное переключение находится в манетках, поэтому нам необходимо правильно подобрать лишь длину тросика, чтобы переключатель становился в правильное положение в соответствии с каждым щелчком.

Если переключатель правильно настроен при установке, необходимо лишь время от времени подтягивать тросик для компенсации его вытягивания со временем или при замене самого тросика.

Настройка натяжения тросика осуществляется барабанами, расположенными на конце рубашки. Чаще всего, существует не одна возможность регулировать длину тросика: на всех переключателях есть барабан непосредственно где рубашка входит в переключатель, а также на манетках МТБ тоже есть барабаны там, где рубашка соединяется с манеткой для настройки натяжения на ходу. На шоссейниках с манетками, закреплёнными на руле, барабаны надо искать где-то в районе нижней трубы.

Совершенно не важно какие из этих барабанов вы используете - пользуйтесь тем, что удобнее вам!

Прежде чем регулировать натяжение тросика, переключитесь на высшую передачу (наименьшую звёздочку сзади) и убедитесь, что манетка позволяет тросику ослабнуть настолько, чтобы можно было достичь этой передачи.

Щелкните манеткой (на следующую после наименьшей звёздочку) и покрутите педали вперёд. Цепь должна перескочить на вторую маленькую звёздочку. Если этого не произошло, значит тросик слишком ослаблен, и необходимо прокрутить барабан против часовой стрелки, чтобы подтянуть тросик. Начните с половины оборота и проверьте ещё раз. Очень часто новички слишком усердствуют в этом и слишком сильно натягивают тросик. Иногда это приводит к тому, что всё смешается на один щелчок: с крайними передачами возникают проблемы, хотя остальные работают вполне сносно. Поэтому важно проверить, что переключению на вторую звезду соответствует правильная передача на манетке.

Тонкая настройка должна проходить в соответствии со следующими принципами:
- Переключение на бОльшую звёздочку происходит при натягиванием тросика. Если переключение происходит слишком медленно, значит тросик натянут недостаточно - проверните барабан против часовой стрелки, чтобы натянуть его.

- Переключение на меньшую звёздочку происходит при ослаблении тросика. Если оно проходит медленно, значит тросик недостаточно ослаблен - проверните барабан по часовой стрелке, чтобы ослабить его.

Если переключение передач работает нормально на больших звёздочках, но не на маленьких, или наоборот, это верный признак того, что переключатель погнут.

4. Настройка угла("B-tension")

Не самые дешёвые переключатели имеют также болт для настройки угла (Шимано это называет "B-tension"). С помощью него вы можете настроить натяжение верхней пружины параллелограмма, и поэтому высоту направляющего ролика. Чем более ослаблен болт, тем ближе ролик подходит к кассете.

Настройку угла необходимо проводить по наибольшей звезде кассеты. Поэтому если вы её меняете на кассету с большей или меньшей наибольшей звездой, вам необходимо настроить угол заново. Также необходимо проделать эту процедуру при изменении длинны цепи.

Если болт настройки угла излишне ослаблен, значит направляющий ролик будет задевать за кассету при езде на низшей передаче (большая сзади, маленькая спереди). Поэтому при настройке необходимо проверить именно эту передачу.

Поскольку переключение обусловлено движением цепи под углом к звёздочке, значит чем больше этот угол, тем скорее произойдёт переключение. Чем ближе направляющий ролик к кассете, тем более острым будет этот угол при заданном перемещении переключателя. Таким образом, чем более ослаблен болт, тем лучше будет происходить переключение.

Длина цепи
При замене цепи или звёздочек необходимо проверить правильность длины цепи. Новые цепи продаются длиннее, чем необходимо для большинства велосипедов. Вам почти наверняка необходимо укоротить новую цепь перед установкой на велосипед. Если размеры звёздочек близки к максимуму для вашего переключателя, длина цепи весьма критична.

Если цепь слишком коротка, существует риск заклинивания и поломки переключателя, если вы случайно переключились на большую-большую передачу. Никогда не ездите на слишком короткой цепи, за исключением экстренных случаев. Если цепь слишком длинная, она будет провисать на маленькой-маленькой передаче. Но вам всё равно не стоит использовать эту передачу, так что это не является серьёзной проблемой. Если вы выходите за рекомендуемый диапазон передач, вам, наверно, стоит смириться с провисанием. Лучшая техника для определения длины цепи - натянуть цепь на большую звёзду спереди и сзади, не пропуская через задний переключатель. Сведите два конца цепи так, чтобы они могли быть соединены ("внутреннее" звено встречается с "внешним"), потом добавьте одно полное звено (длинной дюйм = 2,54 см). Почти во всех случаях это и будет оптимальная длина.

"внутренние" и "внешние" звенья должны чередоваться:
Настройка переключателей
Настройка переключателей
Настройка переключателей

Слишком длинная-----------Как раз------------Слишком короткая

Состояние цепи
Состояние цепи непосредственно влияет на качество переключения: если, например, цепь сухая и ржавая, переключение будет крайне нечётким, так как её звенья поворачиваются с большим трудом.

Через несколько тысяч километров цепи изнашиваются и удлиняются, поэтому необходимо следить за их состоянием. Подробнее об этом можете прочитать в статье о цепях. (На русском с сайта Каравана).

Обратите внимание на то, что износ цепи не всегда вызывает проблемы с переключением, но часто в этом случае происходит проскакивание цепи под нагрузкой.

Негибкие звенья
Если вы чувствуете регулярно через каждые 3-4 оборота педалей проскоки или рывки, возможно, в вашей цепи присутствует такое звено. Это, чаще всего, то звено, где цепь была соединена при установке. Когда выжимка запрессовывает пин в цепь, его конец тянет ближнюю пластинку, так что две наружные пластинки оказываются зажатыми.

Самый простой способ это исправить - придать участку цепи форму буквы "Z" с зажатым звеном в диагональной части и гнуть два конца на себя и от себя. Это немного разожмёт пластинки и обеспечит звену нормальную гибкость.

Если на вашей цепи есть гнутые звенья, вызванные попаданием в спицы или подобными неприятностями, это вызовет то же симптомы. При этом гнутое звено (а лучше и вся цепь - мало ли что ещё пострадало) подлежит замене.

Самый простой способ обнаружить повреждённые звенья - переключиться на маленькую/маленькую (наименьшая звезда спереди и сзади) передачу (вам никогдане стоит ездить на такой передаче). На этой передаче цепь наименее всего натянута, поэтому гнётся сильнее, чем на других, при прохождении через ролики переключателя и звёздочку кассеты. Медленно вращайте педали назад, наблюдая за прохождением цепи через задний переключатель, и вы увидите как скачет подобное звено.

Настройка переднего переключателя
Передний переключатель не стоит настраивать, пока не настроен задний переключатель, так как на настройки переднего переключателя влияет положение заднего, и вам также необходима возможность включить любую заднюю передачу для правильной настройки переднего переключателя.

Настройка переднего переключателя - не точная наука. Она требует хорошего глазомера и немного терпения. Когда вы прикладываете усилия к педалям, сила передаётся верхней частью цепи к задним звёздочкам. Нижняя часть цепи - это просто путь назад, и её натяжение обеспечивается лишь пружинами заднего переключателя. Поскольку передний переключатель работает с верхней частью цепи, его задача совсем не проста. В целом, вы не можете рассчитывать на чёткую работу переключателя, пока вы активно педалируете, даже если задний переключатель прекрасно работает.

Три Главные Настройки Переднего Переключателя

1. Положение переключателя
Самое сложное в настройке переключателя - правильно его прикрепить к раме. Это должно быть сделано правильно перед тем, как пытаться регулировать ограничители. Тут есть две переменные - угол и высота.

* Угол переднего переключателя определяют, глядя свержу вниз на рамку. Но вот незадача - у современных переключателей столь хитрая форма, что не всегда легко сказать когда это положение верно. В целом, средняя линия должна быть параллельна средней линии рамы. Вращение переключателя так, что задняя часть рамки отходит дальше от рамы, иногда улучшает переключение на маленькие звёздочки системы, предотвращая сбрасывание цепи с наибольшей звезды; но может вызвать необходимость подгонки на большой звёзде. Также возможно задевание шатуна о рамку.

Вращение рамки так, что она приближается к раме, уменьшит необходимость подгонки на большой звезде системы, и улучшит переключение на бОльшие звёзды, но с возможности сбрасывания цепи внутрь.

* Высота переднего переключателя принципиальна для качества переключения. Производители, в основном, рекомендуют расстояние 2мм между внешней частью рамки и большой звёздой. Но это лишь результат сильного упрощения проблемы. Лучшее качество обеспечивается самым низким положением, при котором зубья звезды не задевают за рамку.

Чем ниже вы спустили переключатель, тем лучше будет переключение, и без необходимости подгонки.

Несовпадение переключателя/большой звёзды

Чтобы передний переключатель был как можно ниже, кривизна рамки должна совпадать с кривизной большой звёзды.

Если ваша наибольшая звезда больше той, на которую рассчитан переключатель, задняя часть рамки будет задевать зубья звезды прежде чем передняя часть рамки подойдёт достаточно низко, чтобы обеспечить чёткое переключение без необходимости подгонки.

Если наибольшая звёзда меньше, чем рассчитан переключатель, переключение будет нормальным, но необходима будет подгонка, так как задняя часть рамки выше, чем следует; поэтому цепь пересекает её далеко сзади.

Недавно Шелдон начал подгонять рамку переключателя к большой звёзде. На велосипеде с системой 50/38/28 и переключателем на 46/36/26. Кривизна рамки не совпадает с кривизной звёздочки. Удалив за пару минут немного металла с рамки переключателя (с внешней, внутренней плоскостей и мостика между ними), он добился совпадения кривизны звёздочки и рамки. Теперь переключатель можно было ставить очень близко к звёздочке, благодаря чему обеспечивался отличный контроль цепи.

2. Ограничитель низких передач.
Этот ограничитель не даёт переключателю сбросить цепь с маленькой звёзды системы. Если он слишком ослаблен, цепь будет спадать при попытках переключиться на маленькую звезду. Если он излишне затянут, будет сложно или почти невозможно переключиться на эту звезду.

На старых переключателях он расположен близко к раме. На современных - наоборот. Это обусловлено исключительно немного иным устройством переключателя.

Главная задача - установить его так, чтобы цепь чуть-чуть отходила от внутренней рамки на низшей передаче (маленькая спереди и большая сзади). Это лучшая позиция для двухскоростных систем, обеспечивающая доступ почти ко всем или всем задним звёздочкам с минимумом подгонки.

Для трёхскоростных систем иногда необходимо его чуть-чуть ослабить, чтобы наружная часть рамки могла перемещаться настолько, чтобы столкнуть цепь со средней звезды.
Anti-derailment devices

Иногда возможно, когда одна установка ограничителя может вызывать лёгкое спадание цепи с маленькой звёздочки, а чуть более затянутое - не давать переключиться на эту передачу.

В подобных случаях хорошее, но грубое, решение - установка специальных устройств. (К сожалению, я ничего подобного не видел, поэтому отсылаю вас к статьям Шелдона anti-derailment device).

3. Ограничитель высоких передач
Его настройка крайне проста - необходимо добиться такого положения, при котором цепь почти трётся о внешнюю часть рамки на высшей передаче (большая спереди, малая сзади). Это уменьшит необходимость подгонки при переключении задних передач.

Если переключение происходит медленно, убедитесь что вы не прикладываете слишком большие усилия к педалям. При переключении необходимо немного снизить усилия на педали. Если же переключение ненадёжное даже при малых усилиях, вам может помочь небольшое отпускание ограничителя. Если вы так и поступили, убедитесь, что рамка не может отходить слишком далеко и ударяться о шатун.

Иногда может помочь небольшое выгибание передней грани рамки наружу. Это можно сделать разводным ключом, но, к счастью, редко требуется для современных переключателей, но использовалось довольно широко на старых.

"Подгонка" переднего переключателя
По мере переключения передач сзади, направление, откуда приходит цепь к переключателю, немного меняется. В результате, иногда возникает необходимость "подгонки" положения переключателя при изменении задней передачи, даже оставаясь на одной и той же передней звёздочке. "Подгонка" предполагает небольшое перемещение рамки манеткой, но недостаточное для смены передачи, а лишь для устранения трения о звёздочку.

На старых манетках, разработанных для фрикционных манеток "подгонка" просто подразумевалась, но современные дискретные манетки почти всегда могут быть установлены так, что эта подгонка не нужна. Для отличного переключения вам необходимо использовать переключатель, разработанный для конкретного размера звёздочки, а также звездочки должны быть абсолютно плоскими. Чем ниже установлена рамка переключателя к звёздочке, тем меньше требуется подгонка.

Если же система требует "подгонки", вы должны её делать. Если цепь трётся о рамку переключателя вы сотрёте рамку так, что от неё сколько-нибудь приличного переключения ожидать просто не приходится.

Линия цепи
"Линия цепи" - это расстояние от плоскости симметрии рамы до цепи/звёздочек.
Проблемы с переднем переключателем часто вызваны неверной линией цепи, то есть, цепь слишком близка или, что чаще, слишком далека от средней линии велосипеда. Это обычно вызвано неверным выбором каретки для данной системы.

Тросики
Часто проблемы переключения вызваны не неправильной работой/настройкой переключателя, а слишком большим трением тросика, управляющего им. Большое трение обычно приводит к медленному возвращению рамки под действием пружины переключателя к меньшей звёздочке.

Обычно эти проблемы возникают в коротком отрезке рубашки, ведущей от пера к переключателю. Передний конец рубашки подвергается воздействию грязи, летящей с колеса, и поэтому быстро ржавеет, что серьёзно ухудшает качество переключения. Эта петля должна быть довольно длинной, чтобы не было резких изгибов. На большинстве велосипедов эта петля слишком коротка.

Другая проблемная зона - там, где тросик проходит под кареткой. В добавок к медленному переключению, трение может вызвать спонтанное переключение под нагрузкой.

Рубашки для систем переключения состоят из множества прямых проволочек, зажатых в пластик, а тросики для тормозов - из спирально-сплетённой проволоки. Поэтому, необходимо довольно специальное устройство для правильного обрезания рубашек. При покупке рубашек, вам нужно точно знать необходимую длинну, чтобы вам могли нарезать её в прямо в магазине, если у вас нет подходящих кусачек.

Когда вы обрезаете рубашку, пластмасса немного сплющивается. Полезно после этого прочистить и закруглить конец, например, шилом. Прямо перед задним переключателем рубашка образует сильную петлю. Рекомендую сначала изогнуть кусок рубашки до примерной формы и лишь затем обрезать окончательно.

Если вы обрезаете прямую рубашку, все продольные проволочки имеют одну длинну, поэтому когда вы её сгибаете, торец рубашки становится косым, так как проволочки, идущие внутри изгиба и снаружи его, проходят разный путь. Я (конечно, Шелдон) верю, что обрезание уже согнутых рубашек делает соединение конца рубашки более плавными. Также на конце рубашек должныстоять специальные наконечники.Они сохраняют правильную форму торца рубашки, а также не дают рубашке расслоится на части.

С совремменными рубашками смазывание тросиков больше не требуется. В самом деле, оно часто только всё ухудшает из-за липкости самой смазки. Однако, немного негустого масла для часть рубашки, идущей к переключателю, не повредит - оно предотвратит появление ржавчины.

Тросики и рубашки сильно различаются по качеству. Я бы рекомендовал покупать только лучшие тросики и рубашки. Однако, всё равно возможны ситуации, когда пружина переключателя не может превзойти трение в этой петле.

Крепление тросика (сзади)
Часто вызывает проблемы присоединение конца тросика к болту переключателя. Если он будет подходить под неправильным углом, геометрия параллелограмма будет искажена, и поэтому будет сложно добиться нормального перемещения переключателя во всём диапазоне передач. Обычно на переключателе есть желобок или шайба с изогнутым концом, позволяющим определить, что тросик присоединён правильно.

Например, на переключателе, изображённом выше, неправильно прикреплён тросик. Вы можете разглядеть желобок между тросиком и изгибом шайбы.

Крепление тросика (передний)
В случае передних переключателей, некоторые новые модели разработаны так, что можно присоединить тросик двумя способами. Если тросик подходит снаружи к болту (дальше от шарнира параллелограмма), рамка движется меньше для данного перемещения тросика. Это обеспечивает более лёгкую работу и более простую тонкую регулировку. Если тросик подходит со стороны шарниров параллелограмма к болту, рамка движется дальше для данного перемещения тросика. Это часто необходимо для дискретного переключения передач.

Проскакивание / Самопроизвольное переключение
Педали иногда проскакивают, когда вы прикладываете большие усилия? Это частая жалоба, особенно когда ездок встаёт на педали. В самом деле, это опасное состояние является хорошей причиной, чтобы оставаться в седле и переходить на низкие передачи, нежели стоя ехать на высоких.

Хотя в проскакивании/прыгании/самопроизвольном переключении часто винят переключатель, лишь очень редко это вызвано его неправильной работой.

Скакание цепи может быть связано с одной из двух несвязанных проблем: проскакиванием или самопроизвольным переключением. Первый шаг при решении проблемы - это определить тип проблемы:

* Проскакивание предполагает скачки цепи по вершинам зубцов звёздочки под нагрузкой. После этого прыжка цепь остаётся на той же передаче. Обычно оно вызвано износом цепи и/или звёзд.

Наиболее вероятно подобное случается на наименьшей звезде кассеты, особенно если она используется в сочетании с маленькой звездой системы. Этот вывод более подробно рассмотрен в статье об износе цепи.

Иногда проскакивание вызвано также гнутыми звеньями.

* Самопроизвольное переключение чувствуется точно также, как и проскакивание, только после прыжка цепь оказывается уже на другой, более высокой передаче (меньшей звёздочке). Причиной подобного является сочетание гибкости рамы и трения тросиков.

Хотите новый, переключатель?
Как вы видите, много следует сделать, чтобы выжать максимум из вашего переключателя. Качество работы всей трансмиссии зависит от того, насколько правильно она была установлена и настроена. Покупка более дорого переключателя - не панацея, и, скорее всего, не решит проблемы с качеством переключения. За последние десятилетия больше улучшений было сделано для переднего переключателя, чем для заднего. Если ваш старый передний переключатель работает недостаточно хорошо, вы можете упростить жизнь, поменяв его на новый. Однако, стоит иметь ввиду, что старые переключатели предназначены для широкого интервала размеров звёзд системы, а новые - лишь для конкретных, и могут неважно работать на вашей системе.

Автор -
Перевод - Леонид Ливеровский

Спокойствие - это наивысшее проявление силы
Аватар пользователя
SumazvoT
Байк-маньяк
20 [ ? ]
 
Сообщений: 3602

Вернуться в Мастерская. Технические вопросы.

Кто онлайн на велофоруме?

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 39

cron