Установка тросика для тормозов и переключателей

Обсуждаем вопросы ремонта, апгрейда, совместимости, сборки и пр. велосипедного (и не только) железа.

Сообщение 20 дек 2009, 18:29

Установка тросика для тормозов и переключателей
Именно по тому, как установлены тросики тормозов и переключателей, сразу видно, что за механик собирал велосипед. Особенно сейчас, когда каждую неделю появляется новый дизайн рулей, хороший механик должен понимать теорию проведения тросиков. Он не может полагаться на старые добрые правила их прокладки.
Хотя, люди и уделяют много внимания тому, какие у них на велосипеде стоят переключатели и тормоза, правильная установка тросиков гораздо более важна, чем большая часть различий между разными тормозами и переключателями. Самые дорогие тормоза и переключатели будут работать не так себе, если их тросики движутся с большим трением или люфтом. В это время, как даже самые дешёвые тормоза и переключатели будут работать вполне удовлетворительно, если правильно установлены тросики.
Большинство проблем с тормозами и переключением передач вызвано именно слишком большим трением, а не недостатками ручек, тормозов или переключателей.

Как Работают Тросики
Передача усилия с тормоза или переключателя осуществляется двумя составляющими: тросиками и рубашками. Тросики сделаны из сплетённой стальной проволоки, а рубашки - из гибкой стали, обычно свёрнутой в спираль. Тросик проходит внутри рубашки. Обе эти части одинаково важны: одна не сможет работать без другой.
Исаак Ньютон сказал: "У каждого действия есть равное по величине и противоположное по направлению противодействие." В случае велосипедных тросиков это значит, что нельзя его тянуть и при этом не тянуть рубашку.
Чтобы уменьшить вес, на многих рамах цельная рубашка заменяется на несколько её секций. Это делается, используя держатели рубашки на раме или вилке. Эти держатели представляют собой впадину, куда вставляется рубашка; там также есть небольшая дырка или щель, через которую продевается тросик, но не рубашка. Сила, тянущая рубашку, передаётся раме, так что тросик может проходить без рубашки, пока не достигнет другого держателя.
"Голый" тросик может проходить везде, где он идёт по прямой, а не в местах изгибов. Рубашка должна проходить от руля к раме, обеспечивая изгиб тросика при поворотах руля. Также отрезки рубашки используются там, где направление движения тросика должно быть изменено.

Типы рубашек
Обычная Спиральная Рубашка
На первый взгляд, многие люди полагают, что рубашка сделана из пластика. На самом деле, это сталь, а пластик лишь покрывает её для защиты от влаги, также не позволяет поцарапать краску.
Обычная рубашка - это тесно сплетённые спиралью стальные проволочки. Они почти не способны выдерживать растяжение, однако не могут быть сжаты, так как проволочки завиты очень плотно.
Вплоть до 70-х, тросик проходил прямо по стальным спиралям рубашки, которые обычно смазывали консистентной смазкой. На современных же рубашках, пластик окружает стальную проволоку, что значительно уменьшает трение. На самых модных системах часто используется это покрытие даже на самих тросиках, что дополнительно уменьшает трение.
Несжатые рубашки для переключателей
С появлением индексных систем переключения, с монтируемыми на руль манетками, оказалось, что традиционные рубашки являются причиной неточного переключения. Это происходит из-за того, что эффективная длина рубашки изменяется при изгибании. Этого не происходит с тормозами, хотя иногда бывает, что задний тормоз лишь чуть-чуть движется при полностью вывернутом руле; но вы ведь не можете так вывернуть рули при езде!
Но это небольшое изменение длины рубашки слишком велико для хорошей работы индексных систем переключения, поэтому в Shimano придумали новый тип рубашек, теперь широко копируемый и другими производителями. Они не содержат свёрнутых спиралью проволочек, а сделаны из их связок, идущих почти по прямой параллельно рубашке. Их удерживает вместе только два слоя пластика.
"Несжатые" рубашки почти не меняют свою длину при изгибании, поэтому индексные манетки способны правильно связываться с переключателем, даже при повернутом руле или когда рубашка болтается от ударов о кочки.
Внимание: Так как рубашка держится только за счёт пластика, она не настолько прочна по сравнению с традиционной рубашкой, и её не стоит использовать для тормозов! Нагрузки, прикладываемые к тормозам, могут легко погнуть или прорвать рубашку, и вы можете остаться без тормоза в самый неподходящий момент.

Резка Рубашки и Подготовка Концов
Очень частая причина большого трения тросиков - это неверное отрезание или неправильная форма конца рубашки.
Спиральная Рубашка

Традиционную рубашку можно резать как простыми так и специальными кусачками, созданными для велорубашек. Когда вы обрезали рубашку, срез может получиться удачно, но чаще пол-витка спирали зажимает отверстие, поэтому тросик с трудом протискивается через это него. В этом случае можно просто отрезать загнувшийся виток.
Даже если срез удался, конец получается не плоским и не перпендикулярным самой рубашке из-за того, что проволочки, образующие рубашку, закручены в спираль и поэтому не перпендикулярны рубашке. Опытные механики сошлифовывают или обтачивают напильником конец, делая его плоским. Лучший инструмент - шлифовальный круг, но если вы не можете им воспользоваться, подойдёт и напильник.
При резке также конец пластика загибается внутрь, для борьбы с чем, подходит резак или острое шило. Когда вы работаете со шлифовальным кругом, держите шило в руке, чтобы вытащить лишнюю пластмасску изнутри сразу после шлифования. Тепло от шлифования расплавит пластик. Засунув шило внутрь, прежде чем пластик остынет, вы не только закруглите конец, но и расширите отверстие, что способствует хорошему переключению.
Установка тросика для тормозов и переключателей

не обработана рубашка ----обработана рубашка


Несжатые рубашки
Очень сложно отрезать эту рубашку без специальных приспособлений. Существуют специальные резаки наподобие кусачек с лезвиями, окружающими рубашку, чтобы не разломать её при резке.
Некоторые люди, не имеющие этого резака, используют болгарку с диском из мелкого абразива.
Не требуется точить конец рубашки, обрезанной с помощью специального резца, так как он и так получается плоским. Но всё же нужно очистить отверстие лезвием или шилом.
Последний виток, ведущий к заднему переключателю, изогнут почти на 180 градусов. Несжатые рубашки вполне подходят для такого, но лучше всего сначала согнуть кусок рубашки до необходимой формы и лишь потом, обрезать.
Если вы обрезаете прямой отрезок рубашки, все продольные проволоки получаются одинаковой длины, поэтому при изгибании конец становится косым, так как проволочки снаружи изгиба проходят больший путь, чем изнутри него. Резка заранее изогнутой рубашки делает соединение более надёжным на конце рубашки.

Наконечники
Наконечники - это небольшие металлические крышечки, обычно сделанные из никелированной латуни, надеваемые на конец рубашки. Они способствуют хорошему соединению с держателем рубашки, входя в него. Где возможно, вы должны обязательно надевать наконечник на каждый конец рубашки. Некоторые держатели рубашки или барабаны слишком малы, чтобы в них можно было вставить такой наконечник, так что всё же они нужны не во всех случаях. Эти держатели обычно хорошо облегают рубашку, выполняя функции наконечника. Использование наконечников особенно важно для "несжатых" рубашек.

Прокладывание тросиков
Четыре Заповеди Прокладки Тросиков:

1. Руль дожнен быть способен поворачиваться на максимально возможный угол в обоих направлениях, не ограничиваясь натяжением тросиков. Вместо этого, предел вращения долюжен быть установлен, когда руль упирается в верхнюю трубу или рычаг тормоза или держатель катафоты упирается в нижнюю трубу.
2. Никаких лишних изгибов (Напимер: так как тросик заднего тормоза идёт по верхней трубе и загибается в сторону подседельной, необходимо сделать плавный переход. Если тросик сначала идёт вверх от верхней трубы, и лишь потом к тормозу, рубашка, наверно, слишком длинная. Если же тросик проходит за тормоз и потом поворачивает назад, то рубашка определённо слишком длинная.
3. Изгибы, которые нельзя избежать, должны быть максимально возможно плавными.
4. Рубашки должны быть максимально короткими, не нарушая вышесказанных правил.

Проведение тормозных тросиков

Изогнутый руль

* Обычный способ проведения рубашек - изгибание их наверх и за рулём. Это обеспечивает самое плавное изгибание в большенстве случаев.
* В случае велосипедов с велокомпьютерами или манетками на выносе обычно удобнее провести тросики под грипсами, чтобы они не загораживали доступ к велокомпьютеру или манетке.
* Проведение под грипсами также желательно для велосипедов с необычно высокими или короткими выносами, чтобы тросик заднего тогмоза не узгибался под большим углом, подходя к верхней трубе рамы.
* Не смешивайте способы: или проводите оба тросика над грипсами или оба под ними. Это обусловлено исключительно эстетикой, а не требованиями механики.

Прямой руль

* Обычно оба тросика идут под грипсами.
* Если руль просверлен таким образом, чтобы выполнять функцию держателя рубашки, рубашка переднего тормоза должна делять петлю вокруг руля.
* Тросик заднего тормоза должен пересекать вокруг выноса, если нет держателя рубашки на боковой стороне верхней трубе рамыближайшей к задней тормозной ручке.

Слишком длинная рубашка:
Установка тросика для тормозов и переключателей




Правильная рубашка:
Установка тросика для тормозов и переключателей




Слишком короткая:
Установка тросика для тормозов и переключателей




Справа передний или слева передний?
Общепринятая система - задний тормоз управляется ручкой с той стороны велосипеда , по которой стороне дороги должен двигаться велосипедист при езде. Например, правая сторона наиболее популярна в мире, левая - на Британских Островах, Японии и других местах, где левостороннее движение.
Никто точно не знает, почему именно так происходит. Но можно предполагать, что это делается из тех соображений, чтобы вы были способны держать свою главную (правую) руку на руле, и иметь возможность затормозить, и показывать поворот левой - это связано с неверным предположением, что задний тормоз - главный.
Шелдон предпочитает ставить на свои велосипеды передний тормоз направо. Это позволяет показывать повороты левой рукой и тормозить в один и тот же момент, позволяя использовать свою сильную руку для самого важного переднего тормоза (он редко использует задний тормоз.)

Проведение Тросиков Переключателей
Под или над кареткой?

Над
До середины 80-х годов тросики обычно проводили над кареткой, используя короткие куски рубашек или, обычно, просто с помощью направляющих на каретке или раме. От направляющей задний тросик идёт по правому перу к держателю рубашки на пере, от которого идёт последняя петля до переключателя.
Это работало довольно неплохо до тех пор, пока не появились горные велосипеды и сделали множество передач обычным делом. Проблема в том, что рамка переднего переключателя, разработанного для широкого диапазона передач, задевает тросик заднего переключателя.

Под
Самое популярное решение этой проблемы - провести тросики под кареткой и переместить держатели рубашки на низ правого пера. Такой способ также удешевляет конструкцию, требуя вместо системы приваренных к раме направляющих над кареткой просто несколько пластиковых, приклёпанных или привинченных к раме. Именно поэтому на большинстве многоскоростных велосипедов используется именно такая схема.
К сожалению, такой способ имеет и свои недостатки - он несколько ухудшает переключение, так как приходится переместить тросик на низ пера, в результате чего петля рубашки, идущая к заднему переключателю должна делать больший изгиб. Также низкое положение способствует загрязнению рубашек и тросиков грязью, летящей с переднего колеса. Вообще, проведение тросиков и над и под кареткой не способствует сохранению тросиков в чистоте - в них попадает грязь, поднятая передним колесом, что особенно важно для любителей ездить по грязюке.

Сверху!
Третья возможность, особенно популярная на горных велосипедах, предполагает обход каретки обоими тросиками и их проведение по верхней трубе.
Задний тросик проходит от верхней трубы по перу, а тросик переднего переключателя - по подседельной трубе. Когда этот способ впервые появился (в начале 90-х), существовала проблема найти подходящий передний переключатель, так как существующие модели предполагали, что тросик будет тянуть вниз. Ранние модели с верхней тягой использовали ролики сзади подседельной трубы - довольно странное решение. Эта проблема была решена с появлением настоящих переключателей с верхней тягой.

Проскакивание
Проведение тросиков под или над кареткой может вызвать проскакивание цепи - спонтанное переключение на более высокую передачу (меньшую звезду сзади) под большой нагрузкой. В этом случае вам стоит обратиться к отдельной статье.

Перекрёстные тросики
На большинстве велосипедов с манетками на руле тросик заднего переключателя идёт справа, а тросик переднего - слева. Это вызывает неудобства при проведении рубашек от манеток до держателей на раме. Чтобы не препятствовать поворотам руля, эти рубашки должны быть достаточно длинными в результате чего рубашки провисают, образуя обратный изгиб - например, рубашка заднего тросика отходит от манетки, находящейся справа, идёт вперёд и пересекает центральную линию велосипеда, после чего возвращается обратно в правый держатель на раме. Этот большой изгиб приводит как минимум к увеличению трения.
Элегантное решение проблемы этого - перекрещивание тросиков: тросик заднего переключателя идёт от манетки (справа) вокруг верхней трубы к держателю рубашки налевой стороне нижней трубы! Тросик переднего проходит подобным образом от левой стороны руля к правому держателю на раме.
Голые тросики пересекаются друг с другом в середине нижней трубы, образуя "X". Тросики могут соприкасаться в месте пересечения, но трение в месте пересечения будет незначительным, так как они оба натянуты, в результате чего суммарное трение будет гораздо меньше за счёт сильного уменьшения трения в рубашках.
Этот способ не годится, если тросики идут над кареткой, но выполним для большинства современных велосипедов с проведением тросиков под кареткой и держателями рубашки внизу нижней трубы рамы.

Смазывание
Смазывание тросиков
В незапамятные врмена, когда динозавры населяли Землю и не была разработана пластиковая оболочка рубашек, велосипедистам было необходимо смазывать тросики лёгкой смазкой или густым маслом.
Теперь же современные покрытые пластиком рубашки сделали применение смазки ненужным, так как вязкая смазка замедляет движение тросика. Это более критично для современных тормозов и переключателей, имеющих более слабые пружины, и для дискретного переключения в частности.
Большенство производителей не рекомендуют смазывать тросики. Этим конечно же не стоит пренебрегать в случае герметичных систем типа Gore-Tex ®. Если же велосипед используется во влажных условиях, однако, немножко смазки всё же полезно, так как она скорее предотвращает ржавление, а не сколько как смазка. Область особенного внимания - короткая петля рубашки, идущая от пера к заднему переключателю.
В случае небрежного проведения тросиков, когда рубашка входит в держатель/настроечный барабан под острым углом, обычно помогает применение небольшого количества смазки в таких местах.

Смазка Деталей
Большая часть деталей, связанных с тросиками, требуют смазку при сбоорке.

* Резьба на настроечных барабанах должна быть смазана, чтобы ими можно было пользоваться.
* Резьба болтов, зажимающих тросики, тоже должна быть смазана.
Такие болты на тормозах - одни из самых важных крепежей в велосипеде. Они маленькие и часто просверлены насквозь, так чо их совсем легко сломать их но...
Если вы эти болты недостаточно затянули, тормоза будут работать нормально при повседневном использовании. Но однажды газель подрежет вас, вы мнгновенно вцепитесь в тормоза -и именно в этот момент, когда тормоза наиболее важны, тросик проскользнёт и тормоза даже не подумают работать.

Решайте проблемы правильно
Рискуя повторится, позвольте мне оделить особое внимание во всех аспектах прокладки тросиков. Позаботтесь об их прокладке больше, чем об установке титановых супег-гипер...

Автор -
Перевод - Леонид Ливеровский

Спокойствие - это наивысшее проявление силы
Аватар пользователя
SumazvoT
Байк-маньяк
20 [ ? ]
 
Сообщений: 3602

Вернуться в Мастерская. Технические вопросы.

Кто онлайн на велофоруме?

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 28

cron