Цепь и уход за ней

Обсуждаем вопросы ремонта, апгрейда, совместимости, сборки и пр. велосипедного (и не только) железа.

Сообщение 20 дек 2009, 18:09

Цепь и уход за ней
Уход за цепью - один из самых неясных и спорных вопросов веломеханики. Долговечность цепи зависит от стиля езды, используемых передач, от вида почв, ездят ли на велосипеде в дождь и по снегу, от типа и способов смазки цепи, от размера и состояния звездочек. Из-за обилия влияющих на долговечность цепи факторов невозможно провести контролируемые испытания в условиях соответствующих реальным. В результате все рекомендации по уходу за цепью базируются на прецедентах, свидетельствах и опыте. Эксперты сильно расходятся во мнениях по этому вопросу. Тема эта зачастую считается мистической в велосообществе, и приверженцами разных культов множество обличений и ругани было высказано в адрес друг друга.

Эта статья базируется на моем личном профессиональном опыте и моих личных теориях. Если Вы не согласны со мной, я не назову Вас дураком или невеждой, возможно Вы и правы. Я надеюсь, что и Вы отнесетесь ко мне так же.

Цепи: старый и новый тип.
За последние пятнадцать лет произошло множество революций в конструкции велосипеда. Одни из них были заметными и яркими, такие, как появление горного велосипеда, дисковых колес, новых конструкций руля. Другие же были менее заметными, но, тем не менее, не менее значимыми - появление контактных педалей, вело компьютеров, индексного переключения.

Произошла также и малозаметная революция в конструкции велосипедных цепей. Люди не обращают много внимания на цепи. В конце концов все они выглядят одинаково. Переключатели - вот на что интересно посмотреть, и что обсудить. Но цепь все равно остается тем элементом, ради которого и придуманы все переключатели.

Цепи старого образца состоят из десяти деталей на два полузвена. Типичная 114 звенная цепь используемая на многоскоростном велосипеде состоит из 570 деталей, больше чем во всем остальном велосипеде. Имеется 114 внешних пластин, 114 внутренних пластин, 114 роликов,114 осей-заклепок и 114 стаканов (втулок) (bushing).

Основная революция состояла в появлении цепей без стаканов. Первой такой цепью была Sedisport, она заслужила хорошую репутацию, и другие производители начали повторять ее конструкцию.

Цепи такого типа имеют только восемь деталей на два звена. Взглянув на установленную на велосипед цепь невозможно сказать какого она типа, поскольку стаканы скрыты за другими деталями. Их можно увидеть, только разобрав цепь.
Цепь и уход за ней


Конструкция традиционной цепи.
Две внутренние пластины традиционной цепи соединены между собой стаканом (втулкой), который подобен полой оси. Разобрав звено такой цепи можно увидеть снаружи внутренних пластин развальцованный край стакана. В собранной состоянии наружные пластины закрывают стакан. Внешняя часть стакана не видна также - ее скрывает ролик.

Заклепки, соединяющие пластины цепи проходят внутри этих стаканов, а ролики находятся снаружи. Таким образом и внутренняя и внешняя сторона стакана подвергается износу.

Цепь без стаканов.
Внутренние пластины такой цепи не плоские. Вместо простого отверстия для запрессовки стакана каждое отверстие внутренней пластины имеет кольцевой выступ на половину внутренней ширины цепи. С края этого выступа снята фаска без усложнения технологии изготовления. Наличие такой фаски позволяет цепи перемещаться более гладко при наличии перекоса, чем традиционной цепи. Возможно это облегчает и переключение.

В связи с тем, что "стакан" безстаканной цепи состоит из двух половинок, которые не соединены непосредственно друг с другом, такая цепь лучше изгибается в поперечном направлении, поскольку половинки "стакана" имеют небольшой зазор между собой.

"Вытягивание" цепи.
Велосипедисты часто говорят о том, что цепь "вытянулась", так как будто пластины цепи деформировались от циклических нагрузок при педалировании. На самом деле цепь удлиняется не так. Основной причиной удлинения цепи является износ металла в местах трения заклепок о стакан в процессе того, как звенья цепи поворачиваются относительно друг друга при набеге и сходе со звездочек. Если разобрать старую изношенную цепь, можно легко увидеть небольшие пазы образовавшиеся на заклепках в местах трения о стаканы. У "безстаканной" цепи края "стаканов" скругленные, что, возможно, дает свой вклад в больший ресурс таких цепей.
Цепь и уход за ней

Состояние заклепки у необычно сильно изношенной цепи.
Цепь и уход за ней


Обратите внимание, что ролик находится не на месте. Причина неправильного положения ролика - полный износ стакана.
Нет сомнения, что внутренняя поверхность ролика износилась не менее сильно.

Поток смазки.
По моей оценке, основная причина большего ресурса "безстаканных" цепей - улучшенная смазка в уязвимых местах цепи.

Существует три точки, где необходимо наличие смазки. Первая и наиболее важное место, где должна быть смазка - места трения заклепки о внутренние пластины, когда звенья цепи поворачиваются друг относительно друга. Второе место - внутренняя поверхность ролика, чтобы он свободно поворачивался попадая на зубья и сходя с них. Если ролик не будет вращаться, то он будет скользить по зубьям, вызывая повышенный износ звездочек. Третье место - пространство, где соприкасаются внешние и внутренние пластины, хотя место их контакта нагружено значительно меньше, чем другие места трения.

При смазке традиционной цепи маслу, чтобы попасть на заклепку, необходимо просочиться между внутренней и внешней пластинами внутрь стакана. При обычной технике смазки, такой как спрей, масло проникает внутрь звена с обоих сторон одновременно. При этом пузырьки воздуха могут остаться внутри стакана, которым некуда будет выйти, что закупорит проход для дальнейшей смазки. В дополнение к этому пространство между внутренними и наружными пластинами открыто для дорожной пыли и очень часто сильно загрязнено. Таким образом, масло если и попадет внутрь стакана, то уже, вероятно, загрязненным.

Проблема с пузырьками воздуха может существовать и при проникновении масла внутрь ролика, но меньшая его ширина и больший диаметр, вероятно, не создают такой проблемы. Проблема загрязнения масла тоже не столь существенна, так как зубья звездочек очищают ролик от грязи автоматически.

У "безстаканной" цепи поток смазки совершенно другой. При попадании масла на ролик оно может просочится внутрь с обоих сторон, вытесняя воздух в зазор между половинками "стакана". Если на такой цепи капнуть маслом только на ролики, масло сможет попасть не только на внутреннюю поверхность ролика, но и через зазор на заклепку тоже, и по ней попасть на зазор между пластинами. А поскольку боковые пластины будут смазываться изнутри, то естественный поток смазки будет вымывать грязь наружу.

Ролики же очищаются сами по себе при контакте с зубьями.
Цепь и уход за ней



Смазка цепи.
Одна из великих дискуссионных тем ухода за цепью - следует ли вообще смазывать цепь. Отрицательной стороной смазки цепи, является то, что к смазанной цепи легко прилипает пыль и грязь, и масло может занести грязь на внутренние поверхности трения, вызвав повышенный их износ. Многие эксперты, чье мнение я ценю, разделяют такой подход, что цепь не надо смазывать. Но я не верю, что это всегда так. Я не сомневаюсь, что смесь масла с грязью может существенно ускорить износ деталей, но риск этого зависит от типа пыли(почвы) в данном месте, и, в особенности, от способа смазки цепи.

Многие велосипедисты смазывают цепь, направляя струю из баллончика-спрея вдоль цепи в районе роликов заднего переключателя, поскольку это снижает риск забрызгать ободья и покрышки. По-моему мнению спреем смазывать цепь не следует вовсе, поскольку чересчур много масла попадает на места, где оно не нужно, и слишком мало - в места, где оно необходимо.

Большая часть грязи попадает на цепь из под переднего колеса. Большая ее часть оказывается на внешней стороне цепи. По этой причине цепь надо смазывать с внутренней стороны обращенной к звездочкам. Это уменьшает возможность маслу, смешавшись с грязью, попасть на внутренние поверхности трения. Лучший способ смазывать цепь - капать маслом из масленки с тонким отверстием на ролики на внутреннюю сторону нижней ветви цепи. Таким образом масло попадает на самую чистую часть цепи.

Я просто вращаю педали назад и поливаю очень тоненькой струйкой смазки из масленки ролики. На смазку цепи таким образом уходит 15-20 секунд. Если цепь старого типа, то я наношу масло только на левый край роликов в надежде, что чистое масло просочится через стакан слева направо. Я использовал множество видов смазок.

Мотоциклетные смазки для цепей.
Трудности со смазкой цепей состоят в том, что густые смазки не могут проникнуть к внутренним поверхностям, где смазка и необходима, а жидкие смазки слишком недолго работают. Существует целое семейство двухкомпонентных смазок, состоящих из быстро улетучивающегося растворителя и густой смазки. Результирующий состав достаточно текуч, чтобы проникнуть на внутренние поверхности, затем растворитель испаряется, оставляя густую смазку там, где необходимо. Такие смазки очень легко наносить, и они очень популярны по этой причине.

Смазки-ваксы.
Альтернативный подход к смазке цепи состоит в том, что цепь погружают в расплавленную твердую смазку (обычно на основе парафинов). Это разновидность предыдущего подхода. Расплавленная твердая смазка достаточно текуча, чтобы проникнуть внутрь цепи, а когда она остынет, вы будете иметь отличную твердую смазку именно в тех местах, где это необходимо. Она не так липнет и не притягивает слишком много грязи. Недостатком этого способа является большая трудоемкость. Вероятно и то, что твердые смазки-ваксы не так эффективны, как жидкие и консистентные смазки.

Чистка цепи.
Существует несколько распространенных способов чистки цепи, но не один из них нельзя признать удовлетворительным. Действительно работают только два способа.

Традиционный способ состоит в том, что цепь снимается с велосипеда и моется в растворителе. Такой способ создает определенные трудности при мытье современных цепей, поскольку они спроектированы, чтобы выдерживать большие напряжения, возникающие при переключении под полной нагрузкой, что стало возможным на современных конструкциях звездочек. Пластины современных цепей прочнее склепаны,и ось трудно вынимать и вставлять, не повредив или боковую пластину или саму ось.

Если вы хотите мыть цепь, сняв ее с велосипеда, то лучше всего приобрести специальное разъемное звено, такое как Craig Super Link.Такое звено позволяет снимать и надевать цепь без инструментов. (От переводчика. Имеются и готовые цепи с таким звеном. Например, SACHS PC-61.) Я использую емкость с растворителем и зубную щетки для чистки деталей и цепи. А великолепный веломеханик Zaven Ghazarian применяет более совершенный метод. Он кладет цепь в бутылку из под Коки, куда наливает неразбавленный цитрусовый растворитель смазки (citrus degreaser), закрывает пробку и хорошо взбалтывает. Вытаскивает цепь с помощью спицы, промывает цепь водой, и дело сделано. (Мне говорили, что бутылки из под Пепси тоже работают, что у них даже более широкое горлышко и из них легче выуживать цепь. Но я человек Коки, а не Пепси.) (От переводчика. Здесь подойдет и керосин. Только после него цепь не надо промывать водой, а надо дать подсохнуть.)

Другой способ состоит в том, что вы моете цепь, не снимая ее с велосипеда с использованием приспособления для чистки цепи. Такое приспособление представляет из себя коробочку, через которую пропускается нижняя ветвь цепи. Внутри коробочки находятся щетки и ролики, которые изгибают и чистят цепь, пропуская ее через растворитель.

С одной стороны, когда моют цепь, сняв ее с велосипеда, то, как правило, используют больше растворителя, чем помещается в приспособление для чистки цепи. Поэтому и грязи раствориться может больше.

С другой стороны, приспособления для чистки цепи вращают ролики и изгибают цепь. Такой способ способствует более глубокой очистке цепи. (От переводчика. Но все же лучший способ очистки цепи - ручной с использованием щеточки и растворителя.)

Износ звездочек и цепи.
(На всех последующих рисунках направление вращения по часовой стрелке.
Цепь тянется вниз с правой стороны.)
Цепь и уход за ней


Когда новая цепь работает с новой звездочкой, каждый ролик, находящейся в контакте с зубом, несет более или менее равную нагрузку. Таким образом в данном случае нагрузка распределяется между 10-11 зубьями более или менее равномерно. Расстояние от центра одного ролика до центра другого равно точно 12,7 мм (1/2 дюйма). Этот размер известен под названием шаг цепи. Зубья звездочек сделаны таким образом, что расстояние от середины одной кривой формирующей зуб до другой тоже равно точно 12,7 мм (1/2дюйма). Диаметр звезды определяется шагом и количеством зубьев.
Цепь и уход за ней


Эта пара была изношена вместе. Можно увидеть просветы между цепью и звездочкой в некоторых местах. Изношенная цепь "вытянулась", и ее шаг не совпадает теперь с начальным шагом звездочки. Звездочка тоже износилась так, что ее новый шаг стал близок к новому шагу цепи.
Цепь и уход за ней


На этой иллюстрации показаны изначально две одинаковых звездочки. Взгляд с правой стороны. Ближняя к нам сильно износилась. На зубьях новой звезды поверхность зуба перпендикулярна тянущей силе в месте нормального контакта с роликом. На изношенной звездочке это не так, что заставляет цепь приподняться по нагрузкой, перемещая место контакта выше по зубу.

Ролики цепи поднимаются по зубу до тех пор пока не достигнут радиуса соответствующего новому увеличенному шагу изношенной цепи. Эффективный диаметр (и шаг) звездочки становится больше, так как цепь больше не лежит на "дне впадин".
Цепь и уход за ней


Новая цепь на изношенной звездочке. Большая часть нагрузки приходится на левую сторону, где цепь только набегает на звездочку. Из-за несовпадения шагов ролики на той части звездочки, где они с нее сходят, дают маленький вклад во вращение звездочки. Вместо ого, чтобы тянуть зубья они поднимаются вверх по поверхности зуба.

Большая часть нагрузки сосредоточена на левой половине зубьев /роликов, которые и делают всю работу.

В дополнение, ролик поднимаясь вверх по зубу поворачивается на больший угол, чем на новой паре, что тоже увеличивает износ.

Из-за несовпадения шагов цепь может проскакивать над вершинами зубьев под значительной нагрузкой, что сопровождается характерным скрежетом и стуком.
Цепь и уход за ней


Изношенная цепь на новой звездочке. Из-за несовпадения шагов вся нагрузка сосредоточена на левых от нас роликах/зубьях. Слева же цепь провисает. Новая звездочка быстро износится, чтобы шаги сблизились.

Измерение износа цепи.
Измерить износ цепи с помощью линейки или рулетки можно, не снимая ее с велосипеда. Для этого надо измерить длину 12 полных звеньев по 1 дюйму (24 полузвена по 1/2 дюйма), что на новой цепи точно равно одному футу. (От переводчика. 1 дюйм = 25, 4 мм. 1 фут = 304,8 мм. Или 1 фут = 12 дюймам.). Приложите дюймовую линейку к центру оси. Посмотрите отметку в центре оси на расстоянии 24 полузвеньев от начального. На новой цепи центр этой оси точно совпадет с дюймовой отметкой (L12=304,8 мм). На изношенной цепи центр оси уйдет дальше дюймовой отметки.

Такой способ дает точное измерение износа цепи и косвенное звездочек. Если центр 25 по счету оси находится от целой дюймовой отметки:

-в пределах 0-1/16" (L12=304,8-306,4 мм), то все в порядке;

- в пределах 1/16"- 1/8" (L12=306,4-307,9 мм), то следует заменить цепь. Звездочки вероятно не повреждены;

-после 1/8" (L12>307,9 мм), то вы не меняли цепь слишком долго, и звездочки (по крайней мере ваши любимые) слишком сильно износились. Если сменить цепь точно в точке 1/8", не заменив задних звездочек, то цепь, вероятно, еще и не будет проскакивать. Но изношенные звезды вызовут ускоренный износ цепи. Если сменить цепь, не меня задних звездочек, после точки 1/8", то она обязательно будет проскакивать на изношенных звездах, особенно на маленьких.

Автор -
Перевод - Леонид Ливеровский

Спокойствие - это наивысшее проявление силы
Аватар пользователя
SumazvoT
Байк-маньяк
20 [ ? ]
 
Сообщений: 3602

Сообщение 21 дек 2009, 02:25

В дополнение к подробной и хорошо иллюстрированной статье Шелдона Брауна "Цепь и уход за ней" хочется добавить несколько моментов:

С одной стороны в его статье нет никаких рекомендаций о перодичности и объеме обслуживания цепей. Почти ничего не сказан о марках смазок.
С другой стороны, поскольку Шелдон Браун профессиональный веломеханик, то для него вопросы производительности труда не менне важны, чем все остальные. Вероятно поэтому он и опустил, например, некоторые более трудоемкие, но не менее эффективные способы смазки и ухода за цепями.
Вот эти пробелы мы и постараемся заполнить.

Как обслуживать цепь.
Для того, чтобы грамотно обслуживать цепь, необходимо ответить для себя на следующий главный вопрос: "Что для меня важнее: потраченное время на обслуживание или деньги на замену цепи и кассеты (звездочек)?"

Если деньги не проблема, а времени совершенно нет, то можно ограничится эпизодической чисткой цепи (пару раз за сезон) и смазкой цепи в случаях, когда вы уже не в силах выносить ее жалобные стоны. Тогда через несколько тысяч километров (в среднем от 1,5 тыс. км. до 4 тыс км. в зависмости от условий езды) вам придется поменять кассету (звездочки) и цепь. Это обойдется Вам приблизительно от 25 (Acera) до 100$ (XTR).

Если же есть время и желание тщательно обслуживать велосипед, то дальше мы расскажем о программе-максимум по обслуживанию цепи. Надо приготовится к тому, что на обслуживание будет уходить времени, едва ли не столько же, сколько вы катаетесь (при условии выездов на один час три раза в неделю в любую погду). Хороший уход: своевременная чистка и смазка, и некоторые другие приемы позволяют существенно продлить жизнь цепи и кассеты. Например, у автора цепь SEDISPORT Grand Tourismo GOLD прошла 8 тыс.км на шоссейном велосипеде и оставалась в очень приличном состоянии, затем велосипед был продан, и ресурс цепи так и остался неизвестен.

Ресурс цепного привода.
Ресурс цепного привода работающего под нагрузкой характерной для езды на велосипеде в идеальных условиях (цепь проходит через картер с маслом перед входом в зацепление и работает без перекосов) при пересчете в эквивалентный пробег велосипеда составит величину порядка 100.000 км и более. Реальный же пробег привода на велосипеде на порядок меньше, поскольку он работает в очень плохих условиях, а именно:

* частый недостаток смазки;
* грязь, действующая, как абразив;
* вода, смывающая смазку;
* большие перекосы цепи.

Чтобы увеличить ресурс цепи надо уменьшить влияние этих факторов. Из элементов цепного привода быстрее всего изнашивается цепь и кассета. Поскольку кассета значительно дороже цепи, то следует постараться продлить ее ресурс тоже.

Отсюда и опробованная на практике "Программа-максимум"

Программа-максимум.
Основные правила "программы максимум".

Первое правило.
Смазывать цепь сразу же, как старая смазка начала вырабатываться. Этот момент легко поймать на слух: цепь еще не скрипит жалобно, но уже начала предупреждающе стрекотать. Когда это произойдет? При использовании жидких смазок и езде в сухую погоду примерно через 4-12 часов езды или 100 - 300 км пробега по шоссе, а может быть и раньше Тут многое зависит от смазки. Например, Wrench Force рекомендует смазывать цепь через каждые 5-8 часов пробега.

Второе правило.
Перед смазкой всегда! цепь тщательно мыть (до состояния чистого растворителя). Никогда не смазывать грязную цепь.

Третье правило.
Всегда мыть и смазывать цепь сразу же, как она загрязнилась.
Следствие из правил 1-3.

Всегда мыть и смазывать цепь сразу же после езды в дождь, по воде и по городскому снегу. Это объясняется тем, что смазки смываются водой, и много грязи подает на цепь (и внутрь нее) вместе с каплями воды.

Четвертое правило. (Не обязательное и спорное).
Для увеличения ресурса кассеты и экономии расходов на новые цепи следует иметь 2-3 цепочки одного класса, и периодически их менять по кругу, вместо того, чтобы каждый раз менять цепь на новую, не меняя кассеты после ее удлинения на величину меньшую 1/8 дюйма 24 полузвеньях.

Это надо делать примерно через каждые 300-600 километров пробега. На самом деле при циклической смене цепей важен не километраж, а то чтобы разница в длинах цепей была желательно меньше1/16 дюйма, но никак не больше 1/8" (на 24 полузвеньях).

Снимая цепь, следует отметить ее положение, и в следующий раз ставить ее, поменяв местами внутренную и наружную сторону и направление движения.

Такой прием экономнее, чем просто замена цепи. С каждой заменой цепи пробег новой цепи на старой кассете до ее удлинения на 1/8" становится все меньше. И цепи не вырабатывают свой полный ресурс. При использовании двух цепей ресурс кассеты (и цепей) составит несколько меньше двух полных ресурсов одной цепи (до удлинения несколько больше 1/8"). На шоссейном велосипеде кассета Ultegra может проработать на двух цепях больше 15 тыс. км. Таким образом мы экономим суммарные расходы на цепи и кассету.

Упрощенные правила.
Если вам трудно следить за всем, о чем мы тут наговорили, то можно взять за правило:

* всегда мыть и смазывать цепь после 75-100 км пробега по сухим не слишком пыльным дорогам;
* всегда мыть и смазывать цепь после однократной езды по грязи, по снегу и в дождь;
* всегда циклически менять цепь после 250 км пробега (не обязательное правило).

Стратегии использования цепей.

Езда до полного износа.
Способ удобен тем, что не требует регулярной проверки состояния привода, хотя и средства не экономит. При появлении проскльзывания (срыва) цепи надо сразу менять и цепь, и кассету и, возможно, большую и средную звезду системы. Этот способ имеет смысл применять при использовании дешевых звезд и дорогой цепи.

Циклическая смена цепей.
Можно купить 2-3 дополнительных цепи и через каждые 500-1000 км менять их местами так, чтобы износ всех цепей был равномерным.

Циклическая замена цепей позволит существенно продлить срок службы звездочек, не увеличивая ресурса каждой цепи в отдельности. Т. е. кассета и звезды системы проходят 10000-15000 км, а каждая цепь за несколько «кругов» до 2500-4000 км.

Эту стратегию стоит применять в случае использования цепей и звезд примерно одного уровня. Причем, желательно с системами со стальными звездами, т. е. начального и среднего уровня.

Тут вся идея в экономии расходов. Если соблюдаются следующие условия, то циклическая замена цепей может помочь:

* Ресурс кассеты больше ресурса цепи.
* Кассета дороже цепей, но не на порядки, когда можно было бы часто выбрасывать цепи. (Цепь стоит 15$-20$, кассета 30$-60$).
* "Растянутая" цепь вызывает повышенный износ ведомых звездочек.
* Есть возможность не менять систему целиком (звезды + шатуны), т.е. есть относительно недорогие передние звезды.

Если дотянуть до сильного износа цепи, то придется менять и кассету. Если выбрасывать цепь раньше, не дожидаясь ее сильного износа, то она недослуживает.

Автор провел всего один эксперимент на шоссейном велосипеде с кассетой и цепями Shimano ULTEGRA и системой Shimano 105SC. Вот его результаты:

* Пробег 15000 км. 2 цепи по 40$, кассета за 45$, система 80. Итого 165$ или 0.011$ на км.
* Пробег 9000 км. 1 цепь за 20$, кассета за 45$, система 80. Итого 145$ или 0.016$ на км.

Разница получилась 45% в расчете на 1 км пробега. Конечно, однократный замер ресурса, может быть и не отражает истинного положения дел. В "КАРАВАНЕ" многие так делают, но точной статистики у нас нет. Я думаю, что используя цепи с разьемным звеном (типа SRAM (SACHS) PC-61), целесообразно менять цепи по кругу. Много времени это не занимает, и вреда не принесет.

Если же у вас оборудование от ХВЗ, и даугавпилская цепь, то гонять цепи по кругу не стоит. Цепь стоит недорого. Ведомые звезды можно переворачивать на другую сторону и ставить новую цепь. Получается то же - две цепи и одна звезда.

Регулярная замена цепей.
Использовать дорогую кассету и дорогую систему с алюминиевыми звездами, которые подвержены более быстрому износу, чем стальные, стоит поступить по-другому.

Так как звезды и кассета в этом случае стоят существенно дороже цепей, а даже самая дорогая цепь на горном велосипеде никогда не пройдет больше 1000 км, имеет смысл регулярно менять цепи.

Цепи надо брать среднего или даже низкого уровня, и не ухаживать за ней. Например, через каждые 1500-2500 км ставить новую цепь, а старую просто выкидывать. Главное – внимательно следить за состоянием цепей и не допускать их критического износа. Вы потратите лишние деньги на цепи, но существенно продлите жизнь кассете и системе.

Дополнительный плюс тут такой, что по мере износа кассеты и вытяжки цепей заметно падает четкость переключения передач. При таком подходе можно получить хорошее переключение в течение длительного времени.

Из письма в московский велоклуб "Караван"
Автор: Антон Крупенников.

Спокойствие - это наивысшее проявление силы
Аватар пользователя
SumazvoT
Байк-маньяк
20 [ ? ]
 
Сообщений: 3602


Вернуться в Мастерская. Технические вопросы.

Кто онлайн на велофоруме?

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 44

cron