Каретки MTB

Обсуждаем вопросы ремонта, апгрейда, совместимости, сборки и пр. велосипедного (и не только) железа.

Сообщение 10 фев 2011, 17:09

Вот сегодня столкнулся с интересным фактом - кареточный узел на Норке - 85мм - Каретка 72-86мм
Вот и получается, если бы не случайность - что мне тупо повезло - попал бы я с этими шатунами :)
Потому как если бы каретка была самого распространенного стандарта - 68-73мм - я бы опечалился...

Посему решил здесь запостить такой вопрос как стандарты кареток - их ширина и использование спейсеров (проставочных колец) которые помогут выйти из ситуации, если это рассчитано конструкцией каретки
Я спейсер из каретки вынул - все встало на свои места - но звезда подозрительно близко к раме теперь - хз - посмторим мои опасения в реале и нагрузках - может зря тревожусь :) А может с непривычки - хартдтейла - нижние перья в подвесах совсем на других расстояниях :)

Так что братцы - будете менять каретку - смотрите в оба эти данные:
- Стандарт: \ Квадрат \ Octalink \ ISIS \ Howitzer \ GXP (Giga-X-Pipe) \ BB30 \
- Ширина длинны вала (чейн-лайн): \ 51мм \56мм \ 68мм \70мм \ 73мм \ 83мм \ 95мм \ 108мм \ 113мм \ 115мм \ 118мм \ 122мм \ 126мм
- Стандарты ширины кареток: \68мм \ 73мм \ 83мм
- Стандарты посадки чашек в узел: BSA (B.C. 1.37" x 24T) \ Italy (M36 x 24T)
- Стандарты крепления шатунов: HOLLOWTECH \ Axel

Немного наглядности
Квадрат
Каретки MTB

Соединение на квадрат. Пожалуй, самое распространенное соединение на сегодняшний день, подобные каретки выпускаются практически всеми производителями велосипедных компонентов. Концы вала на таких каретках выполнены в форме конуса, квадратного сечения. Вал и шатун соединяются с помощью болта под рожковый ключ или шестигранник. Для того чтобы потом снять шатуны с вала каретки, вам придется воспользоваться специальным съемником для шатунов, без которого это просто невозможно.
Каретки с соединением на квадрат, раньше являлись стандартом в горном велосипеде и несмотря на то, что до сих пор практически все велосипеды начального уровня комплектуются именно каретками на квадрат, это соединение вытесняется более новыми и совершенными видами соединений. Если Shimano еще пяток лет назад выпускала каретки уровня XTR с креплением на квадрат, то сейчас для этой линейки разработан новый вид крепления.

Octalink
Каретки MTB

Стандарт Shimano, на сегодняшний день выпускается для линеек велокомпонентов Deore и LX. Представляет собой картриджную каретку с круглым валом со шлицевым типом соединения. Соответственно для таких кареток подходят только системы производства Shimano. Шлицевое соединение позволило выпускать каретки с полым валом большего диаметра, что привело к снижению веса и повышение жесткости вала по сравнению с соединением на квадрат.

GXP
Каретки MTB

Giga X Pipe — аналог HOLLOWTECH от Truvativ. В данной каретке используется схожая система крепления шатунов, но шлицы не совместимы с HOLLOWTECH. В группу GXP входят следующие системы — Noir, Stylo.

ISIS
Каретки MTB

Шлицевой стандарт, поддерживаемый такими производителями, как Race Face, Truvativ, FSA, Bontrager, Chris King, Stronglight. Является также очень надежным как и стандарт Octalink, но эти стандарты не совместимы из-за разного количества шлицов.

Howitzer

Каретки MTB

Новый стандарт, который преимушественно используется в шатунах для экстремального катания. У него немного не такие, как в ISIS, шлицы и чашки каретки с внешними подшипниками. При этом ось каретки идет вместе с ней, а не запрессована в правый шатун, как у сэйнта, хотя в самой каретке все раздельное — чашки отдельно, ось отдельно, проставка между чашками отдельно.

HOLLOWTECH

Интегрированная ось к правому шатуну

Axel
Ось отдельно от шатунов и чашек каретки

(Если есть, что - дополняйте ;))

Спокойствие - это наивысшее проявление силы
Аватар пользователя
SumazvoT
Байк-маньяк
20 [ ? ]
 
Сообщений: 3602

Сообщение 10 фев 2011, 17:48

BB92 разновидность BB30 или они под общим названием Press-Fit? раз уж поднял тему)

" я стільки раз за обідом вставав, щоб налить вина, що завтра буде крєпатура, чувствую..."
Аватар пользователя
mr.Smith
64 [ ? ]
 
Сообщений: 6051

Сообщение 10 фев 2011, 17:55



Спокойствие - это наивысшее проявление силы
Аватар пользователя
SumazvoT
Байк-маньяк
20 [ ? ]
 
Сообщений: 3602

Сообщение 11 фев 2011, 06:15

На днях кстати искал подобную инфу.
Надо было найти короткую каретку 103 мм, причем до этого на этом веле стоял Hollotech II Деор я и не парился с длиной,и даже не задумывался,ведь в подобных системах не важна длина, а проблема длинной или короткой оси решается устновкой специальных проставочных колец.
Но тут перед продажей ставится на вел шатуны и звезды Олива,и оказалась что кареточный узел не стандартной длинны и слишком маленький. Еле нашел нужной длины каретку, причем привезли ее из Харькова.Да еще и San Race :)
Как всегда спасибо за статью, мне уже поздно, но кому то пригодится!

Последний раз редактировалось Maxud 11 фев 2011, 06:59, всего редактировалось 1 раз.
I am man!!! Well, nobody's perfect!
Аватар пользователя
Maxud
Darth Vader
32 [ ? ]
 
Сообщений: 3744

Сообщение 11 фев 2011, 06:41

Да по своему опыту скажу, что из использованных мною квадрата и окталинка давно отказался в пользу GXP и HOLLOWTECH, а если быть точнее в пользу последнего, все остальные соединения не такие жесткие, реально когда ось находится прямо на шатуне, что позволяет эффективно использовать жесткость трубы на скручивание,что дает преимущество в весе.больше радиус подшипников эффективней качение, да и ремонтно пригодность выше!

Хочу добавить к тому что написал Рома

HOLLOWTECH II - для XT,XTR и Saint была разработана еще одна технология под названием HOLLOWTECH II с интегрированной системой каретки и шатунов, которая монтируется со стороны правого шатуна.
Система Hollowtech II уменьшает количество составных частей, а тем самым значительно снижает вес и увеличивает жесткость и срок эксплуатации системы.
Каретки MTB


Octalink
Тут можно добавить, что по сравнению с квадратом обеспечивает более высокую жесткость и меньший вес вала каретки. Хотя формально шлицы присутствуют, но на деле они не работают - шатуны все равно садятся на конус. Шатуны под каретки octalink выпускают Shimano, FSA, Ritchey, Black Spire, Roox. Собственный стандарт болта, крепящего шатун.

ISIS - создан Race Face в противовес шимановскому окталинку. Это действительно шлицевой крепеж, придающий высочайшую прочность соединению шатуна и вала каретки. По весу незначительно отличается от Octalink. Стандарт поддерживает также Truvativ, FSA и другие. Собственный стандарт болта, крепящего шатун.

Некоторые подробности Для интересующихся, несколько моментов по всем типам кареток, точнее принципам крепления шатунов.


Крепление под квадрат обеспечивает достаточно высокую прочность соединения, однако при частых сборках/разборках быстро убивает посадочную часть шатуна. Шатун серьезно повреждается, если ехать с люфтом. Красным отмечен район напрессовки шатуна.
Каретки MTB


Плюс к этому, как уже говорилось выше, у разных кареток квадраты немного отличаются и, после установки, ответная часть шатуна перестает быть прямоугольной формы, в результате чего может оказаться невозможным использование каретки другого производителя.

Каретки MTB


Крепление octalink также сделано по принципу конуса, однако оно не убивает шатун во время сборок/разборок. При езде с незатянутым шатуном могут быть повреждены его шлицы. Красным отмечен район напрессовки шутуна. Сами шлицы нужны лишь для позиционирования шатунов при установке и эксплуатационной нагрузки не несут.

Каретки MTB


Крепление ISIS в отличие от квадрата не повреждает шатун при сборках/разборках, и при этом посадочная часть значительно больше, чем на обоих предыдущих типах. Шлицы работают полностью и при напрессовке шатуна и при работе педалями.

Каретки MTB


Ну и последние GXP и HOLLOWTECH имеют всего одно шлицевое соединение, с другой стороны ось представляет одно целое вместе с шатуном.
Что дает максимальную выгоду по весу,и высокую прочность.Единственный минус существенная цена.

I am man!!! Well, nobody's perfect!
Аватар пользователя
Maxud
Darth Vader
32 [ ? ]
 
Сообщений: 3744

Сообщение 11 фев 2011, 06:53

Часто при установке GXP и HOLLOWTECH ІІ мастера рекомендуют торцевать кареточный узел,тут все просто его не всегда на сомом деле нужно торцевать, но некоторые товарищи рассказывают об острой необходимости этого процесса и берут деньги с незнающих людей.
Хотя если Вам ничего не сказали о торцовке то тоже стоит задумается знает ли человек что он собирается устанавливать.
На самом деле кареточный узел в велосипедах обрезается на заводе и там и же и торцуется, и этот процесс необходим в случае если он поврежден или не качественно обрезан (например мегадешевый велосипед, хотя спрашивается какого черта вы туда решили ставить хототек,может он вам достался от бабушки и дорог как память),так же повреждения могут быть нанесены из за многократной замены каретки.
В принципе в двух последних установках шатунов с полуинтегрированой системой раму я не торцевал, хотя и собирался, но после проверки оказалось что нет необходимости.

Научное обоснование.
1. торцевание подразумевает снятие металла, а значит стакан уже не будет иметь стандартизированную длину как того требует установка интегралов. хотя сьем кажется совсем не большой.
2. резьба имеет большой диаметр и мелкий шаг на чашке и на стакане. а значит она плотная и должна выдерживать соосность чашки и стакана даже при несовпадении торца стакана и фланца чашки. по моему скромному мнению в пределах допустимого для подшипника возможен и перекос.
3. в стакане имеется две резьбы, разных, а значит нарезаются в два захода. если без переворота же стакана в губках головки нарезают резьбу в стакане - то соосность резьб будет выдерживаться (если конечно токарь совсем не бухой был). а если же будут переворачивать стакан в головке то уже никакая торцовка вам не поможет - соосность резьб не будет выдерживатся и стаканы сядут совсем криво.


P.S. краску обязательно надо снять с торцов стакана, но без фанатизма.

I am man!!! Well, nobody's perfect!
Аватар пользователя
Maxud
Darth Vader
32 [ ? ]
 
Сообщений: 3744

Сообщение 11 фев 2011, 12:14

По поводу торцевания - согласен полностью. Снятие краски до металла достаточно.

Спокойствие - это наивысшее проявление силы
Аватар пользователя
SumazvoT
Байк-маньяк
20 [ ? ]
 
Сообщений: 3602

Сообщение 11 фев 2011, 13:29

Небольшая информация по поводу квадратных кареток.
Подойдет скорее тем людям, которые будут возиться со старыми рамами.

Квадрат у разных производителей разный. В основном невзаимозаменяемый.
В частности квадраты Шимано и Кампаньоло.

Кроме того каретка, в которой установлена квадратная ось может иметь разные стандарты резьбовых чашек.
Как минимум итальянский и британский.

Шелдон браун в помощь - тема квадратов обширна и весьма болезненна.

З.Ы. Кто бы мог подумать, что мне придется искать каретку под Hollowtech II c итальянской резьбой вместо BSA. И сколько неприятных моментов это может доставить.

Аватар пользователя
Hamster
Мачо
46 [ ? ]
 
Сообщений: 3352

Сообщение 11 фев 2011, 14:07



Спокойствие - это наивысшее проявление силы
Аватар пользователя
SumazvoT
Байк-маньяк
20 [ ? ]
 
Сообщений: 3602

Сообщение 27 мар 2011, 12:36



Аватар пользователя
Ilyich
Дрессировщик медведей
38 [ ? ]
 
Сообщений: 2140

След.

Вернуться в Мастерская. Технические вопросы.

Кто онлайн на велофоруме?

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

cron